Итоги и тренды летнего сезона на рынке внутреннего туризма

В нашей активной жизни все так стремительно меняется: еще вчера мы все находились на самоизоляции, а уже сейчас игроки рынка туриндустрии начинают подводить итоги перекошенного сезона. Первым отчитался генеральный директор национального туроператора «АЛЕАН», вице-президент АТОР Илья Уманский, который отметил, что наряду с отрицательными моментами есть и положительные, но главное, что отрасль жива.

Илья Уманский - Алеан

На начало апреля сложилась драматическая ситуация, всё остановилось, деятельность всей отрасли была парализована. По оценкам Ростуризма и Минэкономразвития в туризме задействованы от 4,5 до 5 миллионов человек, которые одномоментно оказались без каких-либо перспектив и доходов.

«Надо учитывать, что туристическая деятельность живет определенными сезонами, в которые получается заработать, — отмечает господин Уманский. — Особенно тяжело пришлось курортным городам и поселкам, зависящим на 100% от туристов. Апрель, май и большая часть июня оказались самыми сложными. Ситуация усугублялась программой «раннего бронирования», и большое количество туристов в одночасье захотели вернуть деньги за свои путевки. По нашим оценкам, в качестве авансов за предстоящий летний сезон по России было заплачено до 10 миллиардов рублей. Сначала все пытались деньги вернуть, но у туроператоров на счетах средств не было, потому что они ушли на отели. Те, в свою очередь, их инвестировали в программы собственного развития».

В итоге, когда произошел коллапс, никто никому не мог вернуть средства, большинство участников отрасли находились в состоянии потенциального банкротства. 22 мая ГД внесла изменения в закон о туристической деятельности, через месяц правительство подписало постановление 1073 о переносе выплат.

Сочи

«Первого июня открылись санатории, но требования Роспотребнадзора оказались совершено безумными. Никто не понимал, как в условиях, более подходящих для больниц, можно открываться. С июля отрасль запустилась, сезон в какой-то части удалось сохранить. В основной массе деньги за ранее бронирование возвращены туристам: живыми деньгами, турами или есть договоренность о переносе поездок на более поздние даты», — рассказывает генеральный директор «АЛЕАН». — Если говорить о рынке в целом, то важно подчеркнуть, что внутренний туризм из этой ситуации вылез, но нельзя забывать о тех направлениях, где ситуация до сих пор критическая — это детский и деловой туризм. В результате, по итогам сезона мы получим около 70% от предыдущего года. Но в сравнении с международным туризмом мы выжили, и можем развиваться».

Илья Уманский - Алеан

По словам эксперта в области внутреннего туризма, по причине закрытия границ и дефицита номерного фонда в ключевых направлениях формировались новые тренды, которые в этом году особенно проявились.

«Во-первых, это тренд на новые места, новые впечатление и форматы отдыха. – подчеркнул господин Уманский. — Люди стали осваивать новые нетрадиционные направления, чаще посещали плато Путарана, долину гейзеров, Сулакский каньон. Стало больше предложений в авторских турах — винных путешествий, фитнес-туров или парусных регат. Поддержали тенденцию развития новых направлений туроператоры, которые поставили освободившиеся чартеры в Бурятию, Хакасию и Калининград. Последний раз такое активное участие от международных игроков было в 2016 году, когда на один сезон теряли Турцию».

Алеан

Другим трендом сезона 2020 стали путешествия на собственных автомобилях, что является адекватной реакцией людей, опасавшихся заразиться в условиях пандемии.
В сезоне 2020 из-за дефицита направлений отмечалось снижение цен на авиаперевозки на 30-35%, причем средняя загрузка не превышала 60%.

«В этом году не все из постоянных потребителей внутреннего туризма смогли отправиться на отдых, — продолжил Илья Уманский, — но их заменили те, кто привык отдыхать за рубежом. На рынке внутреннего туризма сформировались два бренда первой величины – Крым и Сочи. Крым — потому что он «наш», Сочи стал невероятно популярным благодаря олимпиаде. Запросы формировались буквально: «отправьте меня либо в Крым, либо в Сочи», в сумме там отдыхали более половины от общего количества туристов».

Сочи

В этом году во внутреннем туризме многие столкнулись с дефицитом мест размещения, следствием чего был замечен рост цен и падение уровня сервиса. На последнем факте больше сказалась «жуткая нехватка персонала», связанная с экстремальным закрытием туристических направлений, а затем такого же внезапного их открытия. «Чаще всего мы слышим, что нет работы, а в этом году сложилась ситуация, что некому было работать», — подметил Илья Уманский.

В России всего около 10% от общего количества предлагаемых мест размещения составляет качественный номерной фонд, к которому туроператоры относят отели, построенные в последнее десятилетие, либо прошедшие комплексную реновацию в этот же период, и управляемые профессиональным менеджментом. Господин Уманский отметил, что на эту категории приходится основной спрос, даже в обычный сезон этот сектор почти всегда загружен.

«Почему у нас всего 10% качественного конкурентоспособного номерного фонда? Потому что отсутствуют условия для инвесторов. Если посмотреть, что сделали за последнее десятилетие, но вывести за скобки объекты, возведенные к Олимпиаде 2014 и ЧМ 2018, то остальные гостиницы можно пересчитать по пальцам одной руки. Причина в том, что жилой комплекс окупается за пару лет, а отель за пятнадцать».

Оставшиеся 90% номерного фонда раскладываются следующим образом: 10% — абсолютно устаревшие гостиницы, сохранившиеся со времен СССР, и около 80% — размещение под обобщенным называнием «частный сектор», к которому относят «серые» гостиницы до 100 номеров, оформленные как частные домовладения. Из-за высокой конкуренции в этом секторе цены не повышались, но туроператоры стараются с ними не работать. Большинство организованных туристов размещаются в трех или четырехзвездочных отелях, да и туроператоры в большинстве своем предлагают именно такие гостиницы. Доля организованных туристов от всего турпотока составляет около 10%, 90% процентов путешествуют по России самостоятельно. Но надо понимать, что статистические данные во внутреннем туризме достаточно условные, потому что нет надежных инструментов учета.

«Часто слышу, что отдыхать внутри России дороже, чем за рубежом, – говорит Илия Уманский. — При этом всегда сравнивают с теми востребованными 10% номерного фонда, где в отсутствии конкуренции российские предложения проигрывают. В той же Турции на одной береговой линии мы встречаем десятки «пятерок», бьющиеся за своего туриста, о чем, к сожалению, нам приходится только мечтать. Но если сравнивать со всем турпотоком, а по России с целью туризма перемещаются около 60 миллионов человек, то так дешево отдыхать за рубежом не получится».

Как делится турпоток?
60-65% туристов выбирают пляжный отдых, 15-20% — лечение в санаториях и пансионатах, и только 5% остается на экскурсионные программы. Туризм не является товаром первой необходимости, и развивается, когда у людей есть деньги.

Максимальное падение турпотока было зафиксировано в Санкт-Петербурге, в основном это произошло из-за закрытия музеев и запрета на организованные группы. В Кавказских Минеральных Водах нельзя было посещать парки, и не работали бюветы. Крым, Калининград и Сочи показали лучшие результаты.

Алеан
В заключении Илья Уманский отметил, что по прогнозам экспертов, международный туризм будет восстанавливаться еще долго, при этом нельзя исключать, что следующее лето предстоит прожить с частично или полностью закрытыми границами.

Справка: Национальный туроператор «АЛЕАН» работает на рынке с 1993 года, и считается одним из лидеров по организации отдыха на курортах РФ. Используя в своей деятельности принципы социального маркетинга, туроператор активно вовлечен в процесс популяризации российских курортов и их рекреационных возможностей как внутри страны, так и за рубежом. «АЛЕАН» предлагает отдых на море, санаторно-курортное лечение, экскурсионные туры, горнолыжные туры и активные маршруты на популярных курортах России, Абхазии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Киргизии, Прибалтики и Узбекистана. Несмотря на почтенный по российским меркам возраст, компания развивается, ежегодно расширяя линейку предложений и совершенствуя сервис на уже открытых направлениях.

Автор: Павел Попков