Выходные в двух столицах. Александров и Сергиев Посад

День первый.

Иван Грозный, мир камней и детства.

Моё турне выходного дня с АО «Центральное ППК» началось в 9.20 на Ярославском вокзале в Москве. Около двух часов экспрессом без пробок и стресса, и мы уже во Владимирской области.

Александровская слобода.

Эти места знаменательны тем, что с 1565 года здесь был государев двор Ивана IV Грозного. И Александровская слобода 17 лет была центром русского государства.
Тогда царь уехал из Москвы со своей семьей, приближенными и духовенством, прихватив с собой церковные сокровища и казну под защитой хорошо вооруженного верного войска. С этого момента Александровская слобода расцветает, становится белокаменной жемчужиной средневекового зодчества и играет роль политического центра страны. При строительстве двора участвуют итальянские мастера – это видно по специфически скошенным окнам подвальных помещений.

Александровская слобода

Вслед за государем приехали лучшие зодчие, иконописцы и музыканты. Так как по указу царя повсеместно строится большое количество церквей, возникает нехватка мастеров. Тогда Иван IV разрешает писать иконы не только монахам-иконописцам, но и мирянам.
Здесь же располагается книгописная палата, где были созданы тома «Лицевого летописного свода» — великого средневекового труда.
В 1568 году открывается печатный двор во главе с Андроником Невежей. Многие считают, что легендарная «либерия», — уникальная библиотека Ивана Грозного, — находилась здесь, в Александровской слободе.
Обо всем этом подробно рассказывает экспозиция «Государев двор», расположенная в Тронном зале палат.
В 70-е 16века в прекрасных дворцах Александровской слободы проходили торжественные события – царские свадьбы.
После смерти второй жены, Марии Темрюковны, Иван Грозный не стал искать супругу за рубежом, а дал указ о сборе самых красивых дворянских девок-невест со всей страны. 2000 девушек на протяжении нескольких месяцев жили в Александровской слободе и проходили поэтапный отбор. В итоге выбор царя остановился на Марфе Собакиной. Скорее всего, тут не обошлось без участия Малюты Скуратова – приближенного государя. Ведь девушка была его родственницей.
«Свадьбы, неважно какие, царские или крестьянские, проходили с одинаковыми обрядами. Невесту сватали, потом венчали в церкви, устраивали пир, а после молодых провожали в специальное помещение, которое называлось «свадебный сенник», — красочно рассказывает экскурсовод музея, показывая нам эту комнату. Всё убранство сенника – сочетание языческих обрядов и христианской символики. Изнутри украшено тканями и коврами. По углам – стрелы, над дверями и окнами кресты, на стенах — иконы. В центре сенника мы видим резную кровать под балдахином. Рядом ставили кадку с пшеном, что символизировало изобилие. Внутрь неё помещали две огромные свечи. Они горели всю ночь, оберегая молодых от нечисти и порчи. Утром новобрачные по русской традиции шли в баню, а после ели кашу из горшочков.

Александровская слобода

Подробные описания свадеб сохранились в официальных документах. То, что такие мероприятия проводились в Александровской слободе, говорит о её высоком политическом статусе во времена правления Ивана IV.

Александровская слобода

Музей нерукотворного камня.

Ещё одно необычное место, которое мы посетили в городе Александров – это Музей рукотворного камня.Он создан на базе ВНИИСИМС – сначала Всесоюзного, а затем Всероссийского научно-исследовательского института синтеза минерального сырья. (Синтез здесь – рост минералов).

Музей нерукотворного камня

Учреждение появилось в 1954 году в качестве прочной сырьевой базы для радиотехники и телевидения. Институт имел огромное значение для нашей страны, обладал многими «ноу-хау», защищенными патентами, выращивал монокристаллы заданных свойств, искусственные алмазы, достиг высоких результатов в облагораживании некондиционных камней.
Выставка появилась благодаря сотрудникам института, и они же проводят здесь научно-познавательные экскурсии.
В музее представлены природные самоцветы, добытые из горных пород и их синтетические аналоги.

«Побледнел мой камень драгоценный
Мой любимый темный аметист
Этот знак, от многих сокровенный,
Понимает тот, кто сердцем чист»
— так замечательно пишет русская поэтесса, Надежда Тэффи (псевдоним) об одном из них.

Камней много прекрасных, каждый из них достоин внимания. Удивительной находкой для меня оказался чароит – минерал сиреневого цвета разнообразных оттенков.
Своё название этот камушек получил от слова «чарующий» и по названию реки Чара, рядом с которой и был найден. Единственное в мире местонахождение чароита – в России, на стыке Якутии и Иркутской области. Первые глыбы были обнаружены в 1948 году, а своё нынешнее имя он приобрёл в 1977.
На сегодня это самый редкий и экзотичный самоцветный камень. Чароит за счёт своего сиренево-фиолетового цвета символизирует духовность, мудрость, гармонию. Он – хранитель семейного очага. Ему приписывают много мистических свойств. Я, конечно же, не смогла устоять перед таким красавцем: теперь и у меня такой.
После своей истории в несколько десятков лет, в 2009 году институт был признан банкротом. И нам остался только музей, который может хотя бы немного поведать об уходящей эпохе и вкладе ученых ВНИИСИМС в развитие человечества.

Музей нерукотворного камня

Музей-фабрика Богородской игрушки.

Организованные поездки хороши тем, что всё идет четко по расписанию и маловероятно, что что-то из запланированного не состоится.
Так в 15.00 мы уже были в Сергиево-Посадском районе, в поселке Богородское. Нас ждал игрушечный музей с большой недетской историей.

Музей-фабрика Богородской игрушки

Есть такая легенда.

В стародавние времена в одной крестьянской семье было много сыновей и только одна дочка. Кукол достать было невозможно. Тогда женщина взяла щепочку липы и вырезала куколку. Девочка с удовольствием в неё играла, но часто игрушка терялась. Тогда она звала её: «Кукла, ау! Ты где?». Так у поделки появилось имя – «Аука». Как-то мимо проезжал богатый купец. Увидел у девочки замечательную куклу, заинтересовался. И заказал у женщины большую партию таких же поделок. Эта куколка считается родоначальницей деревянного игрушечного ремесла.
В музее-фабрике «Мир Богородской игрушки» представлено много интересных и самобытных деревянных изделий ручной работы. Некоторым из них уже более 100 лет – это работы Чушкина Андрея Яковлевича.
Мастера в резьбе применяют несколько видов инструментов: топор, богородский нож и полукруглые стамески, число которых может достигать 80.

Музей-фабрика Богородской игрушки

На фабрике сейчас несколько направлений деятельности – участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением и другие.

Музей-фабрика Богородской игрушки

При музее проводятся мастер-классы по росписи богородской игрушки. Мы попробовали нанести узоры на деревянного мишку, который время от времени пьет чаёк из самовара.
В мире современных промышленных технологий, среди громадного разнообразия занятий для детей, казалось бы, нет больше места деревянным игрушкам. Но это не так. Эти расписные милые фигурки до сих пор любимы детьми и взрослыми. И всё потому, что они созданы вручную и с душой.
К 20.00 мы приехали в Сергиев-Посад. Нас ждал горячий ужин и прекрасная вечерняя прогулка по дружелюбному красивому городу. А впереди – новый день, полный ярких впечатлений, мест и положительных эмоций.

День второй.

Святость, духовность и простота.

Троице-Сергиева Лавра.

Сергиев Посад часто называют русским Ватиканом, православной столицей России. Ведь здесь располагается знаменитая Троице-Сергиева Лавра – крупнейший древний монастырь в истории нашего государства. Верующие дают этим местам другое название – земля Сергия Радонежского.

Троице-Сергиева Лавра

Во время монголо-татарского владычества многие русские семьи вынуждены были покидать свои дома. Так, согласно преданию, обедневший ростовский боярин Кирилл со своей женой и детьми переселился на свободные земли в город Радонеж Московского княжества. Старшие сыновья Стефан и Варфоломей решили посвятить себя богу. Где-то в 1335 году в уединенном месте они построили келью и деревянную церковь во имя святой Троицы. Стефану тяжело давался такой образ жизни, и он ушёл в монастырь. Варфоломей, став монахом под именем Сергий, остался жить в уединении. Постепенно к нему стали приходить люди, услышав о его скромности и любви. Одни спрашивали совета, другие оставались жить у Троицкого храма.
В 1345 году возникает Свято-Троицкий мужской монастырь. Сергий, в качестве игумена обители, вводит общежительный устав – единые правила поведения, жизни и труда для монахов. Большинство русских монастырей принимают этот документ – как идеал монашеского пути.
Сергий Радонежский был также духовным наставником светских правителей. В 1380 году, накануне известного сражения, Дмитрий Донской приезжал к нему за благословением.
В 1392 году Сергий умирает. Над его гробницей возводится храм, для которого Андрей Рублев создает пронзительный шедевр того времени – икону «Троица».
В 1744 году монастырь получает статус лавры. После 1917 года на её территории размещались светские учреждения. Восстановление обители началось с 1946.
Основные архитектурные памятники Троице-Сергиевой Лавры: Троицкий собор (1422 г.), Духовная церковь (1470 г.), Успенский собор (1585 г.), Церковь преподобного Сергия (1692 г.), пятиярусная колокольня (1770 г.), церковь-ротонда Смоленской божьей матери, Царские чертоги (17 в.).

Троице-Сергиева Лавра

На территории чувствуется приятная атмосфера, ощущается праздник. Замечательно устроится на одной из лавочек со стаканчиком горячего чая и свежей ароматной монастырской выпечкой.

«Церковный археологический кабинет».

В 1742 году при Лавре открывается Московская духовная академия. Здесь обучаются молодые люди, которые хотят посвятить свою жизнь богу. Состоит из двух частей – семинарии (бакалавр) и академии (магистратура и аспирантура). Цель учреждения – подготовка священнослужителей.
Девушки могут учиться или в иконописной (на иконописцев или вышивальщиц) или в регентской (для участия в богослужении в церкви) школе семинарии.

Церковный археологический кабинет

«Священник – носитель духовности», — рассказывает наш экскурсовод, учащаяся в магистратуре академии. «Он слушает классическую музыку, разбирается в архитектуре, живописи – в общем, культурно-образованный человек, который живет молитвой и сумел приблизиться к богу».

Церковный археологический кабинет

В 1946 году Московская духовная семинария и академия возвращаются в своё здание и начинают работать в полном объеме. В то время открыть негосударственный музей было невозможно. Поэтому просят разрешения о создании церковно-археологического кабинета. Где с помощью артефактов можно знакомиться с историей русского государства и православной церкви.
В настоящее время музей «Церковный археологический кабинет – крупнейший в стране. Располагается в залах бывших царских чертогов (17 в.) и насчитывает более 20 тыс. предметов датируемых начиная с 1-2 вв. Основная коллекция относится к 16-17 векам. Здесь можно увидеть иконы, исполненные в различных техниках, церковная утварь, одежды служителей, книги печатные и рукописные, живопись, графику, реликвии, связанные с жизнью церковных деятелей.

Церковный археологический кабинет

При Троице-Сергиевой Лавре есть возможность принять участие в разных тематических мастер-классах: в росписи матрешки или филимоновской игрушки, в создании птиц из пряжи, в гончарном мастерстве или в изготовлении свечей.
А вы знали, что Сергиев Посад считается родиной русской матрешки? Я – нет. А оказывается, в 90-е 19 века у одного художника Сергея Малютина родилась идея создания куклы в национальном костюме. Лучший резчик Сергиевского Посада Василий Звёздочкин осуществил задуманное. И первая матрешка увидела свет. Тогда она была восьмиместной.

Церковный археологический кабинет

Я же приняла участие в мастер-классе по изготовлению свечей – давно уже хотела попробовать. Мы сделали несколько церковных и светских свечей. Оказалось, вполне доступная для понимания технология. На выходе у меня был комплект из трех церковных освященных свечей и одна для обычного домашнего пользования.
Экспресс из Сергиева Посада домчал с комфортом и ветерком за полтора часа с хвостиком. И вначале седьмого вечера меня уже встречала третья и нынешняя столица России — Москва в ярких огнях и всей своей величественной красоте.

Благодарим АО Центральная ППК за участие в туристическом маршруте «Александров-Сергиев Посад».

Автор: Ольга Бабицкая