Бизоньо ди те, Италия

Да, именно так, как записывали в своё время в школьных тетрадях в клеточку или в линеечку слова полюбившихся итальянских песен… Ведь в настоящее время присутствие Италии в нашей жизни действительно свелось к состоянию той самой второй половины восьмидесятых годов — правда, с некоторыми поправками.

С вином сейчас, конечно, получше — тогда из итальянского алкоголя реально было найти в открытой продаже в Москве разве что литровые бутылки ликёра типа Isolabella, да и те были какие-то подозрительно-югославские… Да, сейчас в магазинах продается итальянская паста и даже пассата, зато вот с самими итальянцами ситуация значительно тяжелее. Есть, конечно, давно здесь осевшие-обрусевшие, но и в советские времена такие тоже были, правда, не по гастрономической, а по рабоче-коммунистической части, как авиаконструктор Роберто Бартини, ну и Сакко с Ванцетти тоже не забудем… Зато сейчас, в отличие от 1986-го года, посетить в Москве даже концерт типа «San Remo a Mosca — Fiori e Canzoni dall’Italia» перспектив пока не просматривается. И это ещё не самое печальное.

Из-под таинственной холодной полумаски

Ранее одним из самых привлекательных моментов на проходивших несколько последних лет в Москве гала-дегустациях Borsa Vini — Vinitaly и Итальянского Торгового Агентства ICE было присутствие за столами живых представителей итальянских виноделен, имеющих желание поставлять свою продукцию на российский рынок. Причём происходило дело не в густой галдящей толпе среди десятков протягиваемых за новой порцией вожделенного нектара бокалов: у интересующихся была возможность присесть к ним за столик и, прямо за дегустацией, не спеша выяснить всё, что нужно, — да или просто — искренне поблагодарить за восхитительное Taurasi какого-нибудь седовласого синьора или черноглазую синьору — за удивительный Grechetto.

Vinitaly Russia
Была возможность пообщаться и на этот раз, — правда, в духе времени — посредством установленных на каждом столике планшетов… «Мир сошел с ума», — прошипел мой внутренний голос, когда на экране появилась представительница Cantine Iorio из Кампании.
Мария-Роза — девушка, судя по глазам, вполне симпатичная, сидела у себя в офисе перед экраном – совершенно одна, но в надвинутой чуть ли не выше переносицы (надо полагать, в соответствии с рекомендациями ВОЗ) усиленной маске… Такая вот «двойная зашита», но что делать – закон есть закон. Ох, но насколько приятнее был даже «термоядерный» макияж какой-нибудь Флавии Фортунато — с облаком взбитых по моде того времени мелких кудряшек!

Vinitaly Russia
А между тем обсудить с Марией-Розой было что: с точки зрения коммерческих перспектив она представила на «бирже» одно из самых интересных предложений. Любопытно было бы расспросить, как они сами оценивают сроки оптимальной готовности их весьма норовистого красного Sannio Aglianico DOC (может быть, вместо представленного восемнадцатого года урожая стоило бы попробовать предыдущий – семнадцатый). А вот две белые Фалангины были в оптимальном состоянии и говорили сами за себя — и даже как будто вели диалог между собой. Первая – Falanghina Beneventano IGP – почти идеальный в своей цельности образец классического – яркого, дружелюбного, «тёплого» цветочного стиля, при этом не забывающая ни о балансе, ни о чувстве меры, ни о сдержанности в экспрессии. В общем, прекрасное успокоительное для тех, кто тоскует по залитым солнцем виноградникам на склонах Везувия под безумно синим небом над безумно синим морем…
А вот Falanghina del Sannio DOC Taburno на роль успокоительного вряд ли подойдёт, она скорее взбудоражит — своей сложностью, плотностью, даже некоторой строгостью — с отчетливыми нотками грецкого ореха и фундука, с горьковато-минеральной прохладой вечера, сменяющего ещё очень жаркий сентябрьский день. Но дело ещё и в том, что хороших вин и в Италии вообще, и на этой конкретной «бирже» много, а эта «парочка» порадовала ещё и приятным бонусом в виде прилагаемого прайс-листа, который позволяет надеяться на лучшее даже под леденящим взглядом Снежной Королевы суровых российских реалий сегодняшнего дня.

В ногу со спотыкающимся временем

Однако определив лидера по соотношению качества и цены, — отдав должное рационализму и утилитаризму, пройдём в следующий зал, где гостей ждал небольшой пир души. Да, цены в прайс-листах здесь порой были намного менее щадящими, но зато и вина — страшно далеки от аскезы и самоограничений.
Кажется, не зря самые статусные винные мыслители нашей страны ранее высказывали мысль, что в постковидной реальности винные предпочтения и вкусы потребителей могут измениться. У обладателей вкусовых рецепторов, пострадавших от воздействия и самого вируса, и/или от индуцированного им ужаса и оцепенения, будут востребованы «пробивающие» — яркие, экстрактивные, полновкусные вина. Может быть, мэтр просто был уже знаком с сетом «соискателей импортёров» на Borsa Vini — Vinitaly? Потому что здесь всё получилось «как по писаному» — центре внимания оказались вина с насыщенным, интенсивным вкусовым профилем. Хотя надо с радостью отметить, что зловещей тени классического отца (Паркера) в московском отеле Lotte замечено не было — даже самые «ядрёные» образцы остались на «светлой стороне», и на минное поле с фруктовыми бомбами слишком далеко не зашли.
А так — даже представитель славного своими «белыми» региона Фриули – Mauro Drius (виноградники и в Коллио, и в Изонцо) внёс свой вклад в этот тренд. Вообще-то Drius славен и знаменит своим Совиньоном из Коллио — классическим фриуланским, – ажурно-тонким, глубоким, безупречно сбалансированным по сочетанию силы и элегантности… Совиньон Блан, конечно, был, — и во всём своем блеске. Но маятник уже качнулся: властный поток времени сносит нас с холмов Коллио в Изонцо, к дымно-специевому Пино Гриджио, и вот мы уже с размаху «впечатываемся» в «VIGNIS DI SIRIS».
Этот премиальный бленд Фриулано, Совиньон Блана и Пино Бьянко интересно было бы попробовать вслепую из чёрных бокалов. Конечно, танинов в общепринятом понимании там нет, даже влияние дуба весьма ограничено (только часть купажа ферментируется и выдерживается в больших и не новых бочках). Однако густоты и плотности, даже мощности, здесь с избытком: дерево, но другое — эвкалипт, самшит, хвойная смола… А также кедровый орех, гречишный мёд… НО! Конечно, Кормонс находится совсем недалеко от «оранжевой» Ославии, но это не квеври-кувшин, не оксидация и даже не выдержка в контакте с мезгой. Год на дрожжевом осадке, — и вино кажется изысканным кавалером начала XIX века, затянутым в строгий корсет, держащий его в безупречной форме и не дающий раздаться и разъехаться…

Ну а что касается красных вин, то тройку самых заметных «атлетов-здоровяков» вечера составили трое:

• Проект Jako Wine из Венето представил двух очень недешево ценящих себя претендентов под гербами Rosso Veronese: SIRESOL и RUBER. Наверное, выражение «косая сажень в плечах» на винный язык можно перевести как «шестнадцать градусов натурального алкоголя», так вот — оба этих «молодца» как раз такие. Однако технологиями правильной интеграции алкоголя здесь владеют вполне профессионально. Оба вина готовятся из увяленного винограда, но всё-таки супер-премиальный SIRESOL (Корвина и Рондинелла, усиленные Оселетой, Кроатиной и Каберне-Совиньоном) своей насыщенностью слегка превышает возможности человеческого организма вобрать в себя всё это разнообразие и полновкусную чувственную пышность…
Так что мне по душе RUBER: в отличие от своего старшего коллеги, в его создании бочка не правит, а делит лавры со сталью, да и компанию Корвине вместо четвёрки мощных оруженосцев составляет одно более мягкое Мерло. И вот — все положенные «стати» на месте, но в раскрытии появляется изящная минеральная смородиново-брусничная нота, на живую пронзительную кислотность которой, как шашлык на шпажку, комфортно и плотно нанизываются все мышцы, фрукты, пряности и специи, а вино запоминается своей гармонией и, как это ни удивительно, парящей лёгкостью долгого свежего послевкусия;

• FRIULARO Riserva от проекта VenetoDivino из сорта Фриуларо (утверждается, что это разновидность или клон Рабозо). «Богатая» бутылка — завитки, хэнг-теги, медальки и кольеретки — всё прозрачно намекает на то, что внутри сидит какой-то «тяжеловес». Однако может быть, дело в том, что здесь всё-таки не Корвина, а Рабозо, или у производителей концепция такая, но в итоге всё получилось очень ярко и плотно, но достаточно умеренно и шелковисто, в мягкой струящейся манере;

Vinitaly Russia
• MATER MATUTA c соратником MATIDIA Cesanese от Casale del Giglio из Лацио — недавно прервавшим своё присутствие на российском рынке (и, надеюсь, ожидающим скорого возобновления). Здесь бленд на основе Сира с внушительной экстракцией, густой и бальзамически-плотный, насыщенный смыслами, требующими длительной аэрации и вообще — времени на познание и на осознание — но на удивление, без джема и пыльного плюша.

Вызов препятствиям и расстояниям

Несмотря на все санитайзеры, маски, каверзы искусственного интеллекта и виртуальной реальности, у итальянских виноделов есть универсальный язык, позволяющий достучаться до потребителя независимо от дистанции и количества слоёв ткани, марли и полипропилена, — это язык вина. И, кажется, лучше всех на этом языке в тот день говорили виноделы Абруццо, в последние годы с завидным постоянством и упорством ищущие вполне ими заслуженного расположения и любви россиян.
Не знаю, какой винный алхимик составлял сет вин для семинара по Абруццо, названного «Дегустационной лабораторией №4», но даже уже изрядно утомлённые предыдущей многочасовой дегустационной программой участники порой ощущали что-то подобное ударам тока (но физиотерапевтического назначения). Причем участвовал в процедурах только один сорт – Монтепульчано, — как от виноделен, широко представленных в России сейчас, так и от желающих быть здесь представленными, и даже от имеющих здесь свою историю, но временно отсутствующих.
И пусть виноделы сидели только на той стороне большого экрана (причём некоторые даже вроде бы почти без маски, но мы об этом никому не скажем), зато вина были даже не рядом, а лились прямо в сердце…

Vinitaly Russia
Предложив «для разгона» пару образцов «полегче», потом в нас выстрелили сразу из двух стволов крупного калибра, — зрелых, каждое по-особенному, сформировавшихся вин, прекрасно иллюстрирующих глубину и потенциал Монтепульчано к выдержке и долгой, осмысленной жизни, — если здесь ещё остались те, кто этого не осознает в полной мере:
• CAGIÒLO RISERVA Montepulciano d’Abruzzo DOC — Cantina Tollo 2013 год
• TERRA CRUDA Montepulciano d’Abruzzo DOC — Tenuta Arabona 2011 год

Чрезвычайно интересный опыт, заставляющий задуматься обладателей «серьёзных» вин из Абруццо по поводу того, когда и как их следует пить. Понятно, что стареет Монтепульчано по-своему, сохраняя задорный, дымно-черешневый колорит, зато какие оттенки и нюансы добавляются с выдержкой, да какого уровня поднимается диалог вина и пьющего!

Ну а дальше пошло-поехало — каждая позиция как яркая вспышка, удивление и радость, а последним пунктом программы выступило вино, оставившее в блокноте короткую, но ёмкую характеристику: «Гармония как она есть» и пять звёздочек из пяти возможных.
Это личная история — в своё время именно SPELT Riserva от Fattoria La Valentina заставил кардинально пересмотреть прежде немного легкомысленное отношение к этому сорту, — в своей массовой демократической версии – дружелюбному и безотказному завсегдатаю супермаркетных полок.
А в нашей «лаборатории» был Spelt 2017-го года, так что это не было опытом долгой выдержки или оценкой потенциала молодого вина. Нет, это был атлет на пике формы, в расцвете сил и таланта, — как Усейн Болт на лондонской Олимпиаде; при этом мы знаем, что ему предстоит ещё одна триумфальная Олимпиада и пара чемпионатов мира… И как несправедливо, что La Valentina сейчас присутствует у нас только в качестве всяких «хвостов» и виртуальных остатков на электронных площадках. Хотелось вспомнить фильм «Звонок» и… вытянуть немного грустного винодела прямо из телевизора к нам, и чтобы за ним высыпалась звенящая волна его бутылок (белого Spelt’а из Треббьяно тоже не забудьте добавить)…

Аморе, примавера и феличита

Так что одним из итогов прошедшего форума стала констатация факта, что без Италии нам здесь не обойтись. И, кажется, не является случайностью, что уважаемый господин посол Итальянской Республики практически сразу обратился к своим российским коллегам с предложением реабилитировать из-под санкций хотя бы пармезан, — видимо, ощутив воочию и в полной мере всю тоску и энтузиазм российских почитателей винно-гастрономической Италии… Также нельзя не отметить важное обстоятельство, — немедленно после этого мероприятия в Москве наступила многодневная полоса безоблачной солнечной погоды — почти как в Неаполе. Осталось только свериться, действует ли это правило только в столице, или также и в Санкт-Петербурге, куда караван реальных вин и виртуальных итальянцев двинулся дальше…

Автор: Павел Майоров