«Молочные реки и кефирные берега» Братьев Чебурашкиных.
Продукция «Братья Чебурашкины» появилась на полках магазинов несколько лет назад, вызвав интерес покупателей. Широкая линейка молочных продуктов премиум-класса, лаконичный дизайн упаковок, вкусное и натуральное содержание.
Владислав и Станислав Чебурашкины перебрались в Москву из Сибири много лет назад, стабильный семейный бизнес помог им начать новое дело в рискованной области сельского хозяйства и молочного производства.
О трудовых буднях фермера мы поговорили с Владиславом Чебурашкиным.
— Ваш семейный бизнес не был связан с сельским хозяйством. Почему вы с братом решили заняться молочным производством?
Нам интересен любой сложный бизнес. Сельское хозяйство — правильная и необходимая отрасль, но она размазана тонким слоем по большой территории. Ты вкладываешь много сил и средств, а результат увидеть сложно. Остается надежда, что наш долгосрочный проект принесет прибыль, даст толчок для развития другой продукции и расширения производства.
— С чего начался ваш молочный бизнес?
Сначала мы восстановили старые фермы и построили новые.
Когда мы стали получать различные медали и награды, то поняли, что наше молоко достигло высокого уровня, благодаря хорошему уходу и правильному кормлению коров.
И в 2010 году мы принимали решение перерабатывать сырье.
Но встал вопрос, кто будет приобретать нашу продукцию? Готовы ли покупатели платить честную цену за качественные продукты?
Мы пришли к выводу, что москвичи уделяют внимание правильному питанию, часто путешествуют, видят разницу в европейских продуктах, многое попробовали и знают разницу между фермерским хозяйством и индустриальным производством. Поэтому жители столицы готовы платить за качество. И мы построили предприятие полного цикла переработки.
— На сегодняшний день сколько у вас ферм?
У нас два хозяйства и четыре фермы. Обрабатываем около шести тысяч гектаров, наши хозяйства расположены не далеко друг от друга, это бывшие совхозы, которые мы смогли купить.
— Кормовая база сейчас считается одной из сложностей молочного животноводства. Как вы решаете проблему с кормами?
Сейчас у нас 4300 голов крупного рогатого скота, и них дойного 1900. И мы готовы к росту нашего хозяйства, но Подмосковье – неблагоприятный регион, многие травы здесь не растут, поэтому все закупают концентрированные корма.
— Но многие фермеры отказываются кормить коров силосом из-за повышении в молоке кислотности…
Все зависит от закладки силоса. Вы придите на ферму и понюхайте его, если он пахнет травой, то это хорошего качества корма, а если там пошел процесс ферментации, то вы сразу почувствуете кислотный запах. Чтобы правильно заложить силосную яму, необходим опыт. К нам приезжают фермеры из Германии и Дании, консультируют наших агрономов во время посева культур и сбора, когда происходит закладка силосных ям. Мы используем для удобрений навоз только со своих ферм.
К слову, у нас есть одна ферма, где используются только органические корма.
— Расскажите про вашу органическую ферму.
Просто взять и начать заниматься органическим сельским хозяйством там, где более пятидесяти лет землю пичкали удобрениями без всякой меры, не получится. Необходим период конвертации. Сотрудники сертификационной компании из Германии приезжали на нашу ферму, анализировали текущее состояние дел, давали рекомендации, что нужно сделать или что необходимо изменить.
Сейчас корма, выращиваемые на этой ферме, получили европейский сертификат органического земледелия, который украшает зеленый листочек. Этот сертификат действует на одной только ферме ЗАО «Васильевское», в категории сено и кормовые угодья с 2014 года.
Для того, чтобы сертифицировать продукты, надо переделывать и ферму. Но мы пока не спешим это делать, важно понять, будут ли биопродукты востребованы на рынке, ведь их стоимость получится существенно выше.
Пока завод сертифицирован как потенциальный производитель органических продуктов.
— Насколько важна жирность первичного молока до переработки?
Продукция, сделанная из цельного молока (кефир, молоко) имеет плавающую жирность. Мы так и пишем на этикетке. Конкретная жирность таких продуктов указывается рядом с датой. Во всех остальных продуктах жирность нормализуется.
Но количество молока зимой и летом практически одинаковое, что и должно быть при беспривязном содержании коров и правильном кормлении. Раньше переработчики жаловались, что летом много молока, а зимой его не хватает. В современном производстве такого перекоса быть не должно.
— Каковы близлежащие перспективы?
Многие не знают про нас, сейчас основной задачей является рассказать о нашей продукции и показать себя. У многих людей испорчен вкус. Я это понял на собственном примере: когда мы начинали производить молочную продукцию, я не знал, каким должен быть вкус настоящего кефира. Пришлось перепробовать огромное количество образцов, пока качество нашей продукции не достигло его нынешних высот.
Я не понимал, по каким признакам отличить хорошие продукты от некачественных, а сейчас я могу это сделать в слепой дегустации.
Люди отвыкли от правильной пищи, от йогуртов с малым содержанием сахара, от хорошей сметаны, от кефира на живых грибках. Поэтому нужно рассказывать о правильном питании и о выборе хороших продуктов.
— И как, например, хороший кефир отличить от плохого?
У кефира должен быть дрожжевой вкус. Когда открываешь бутылку, то кефир немного «пшикает», люди опасаются, что продукт испорчен, но это норма, основы биологии. Очень важно длительное и приятное послевкусие, чтобы не было посторонних вкусов, горечи, излишней мучнистости.
— Сложно работать в сегменте премиум-класса?
И да, и нет. Работая в сегменте класса люкс, необходимо иметь продукцию соответствующего уровня и постоянно заниматься ее продвижением. Но сложности больше возникают из-за того, что ты производишь скоропортящиеся продукты.
Если бы у нас был продукт стерилизованный, с большими сроками годности, все было бы намного проще.
Много трудностей с логистикой и работой с сетями, твоя продукция должна присутствовать на полке ежедневно, и обязательно свежая. Транспортировка должна быть бережной, например, у нашей термостатной сметаны при падении сбивается сгусток и тогда нарушается процесс ее созревания.
Ну и конкуренция в сегменте «скоропортов» на столичных прилавках сейчас высокая.
— Ваши преимущества перед конкурентами?
Самое главное преимущество – новый, чистый молокозавод с современным оборудованием. Вообще, чистота для нас – основной вопрос, который мы поднимаем и контролируем ежедневно. Я знаю, на каком оборудовании работает большинство наших конкурентов, и не верю, что там можно сделать свежую, без консервантов, стабилизаторов и красителей продукцию.
У нас короткая логистика молока, фермы расположены рядом с молокозаводом. Не последнюю роль играет профессиональный трудовой коллектив, которым мы дорожим. Чтобы людям было комфортно работать на нашем предприятии, мы построили многоквартирный дом в поселке рядом с заводом.
Из всего это складывается высокое качество нашего молока.
— Мне показалось, что питьевые йогурты с наполнителем от братьев Чебурашкиных слишком сладкие.
Работая в области производства продуктов, могу сказать, что сколько людей, столько и мнений. Для нас самое главное, чтобы продукт изначально был натуральным, чтобы в нем была максимальная естественная жирность и минимальное содержание сахара. Натуральный жир в молочных продуктах полезен и если вы ограничиваете себя в употреблении жиров, то лучше исключите его где-то еще. Сейчас доказано, что избыток сахара является основной проблемой для нормального функционирования организма человека. Я против сахара, и могу точно сказать, что в наших продуктах его мало, если сравнивать с продукцией конкурентов.
— Вы первые стали работать с молочными автоматами. Этот бизнес стал прибыльным?
Это направление всегда было окупаемым. Если место для автомата выбрано удачно, то вся продукция, заложенная в него, продается. Но непроданное молоко тоже не пропадает, оно забирается на ферму на следующий день и из него делается «молочка» для продажи в молочных автоматах.
Эта модель начинает работать, если автоматов не менее тридцати.
— Недавно вашей победой завершился судебный процесс с Эдуардом Успенским. Принесла ли эта тяжба, кроме морального удовлетворения, какие-либо маркетинговые дивиденды?
Процесс был долгим, но вряд ли он принес нам известности. Чебурашкины – наша настоящая фамилия, не имеющая ничего общего со сказочным персонажем.
Да и на любой этикетке нашего продукта нет ничего задорного и веселого. Все лаконично и просто, чистый дизайн, акцент сделан на продукте. Даже наша торговая марка не бросается в глаза, на этикетке написано «Братья Чебурашкины».
Спасибо большое за интересную беседу Владиславу Чебурашкину и Светлане Витковской.
Авторы: Анна&Павел