Портрет Данте в Пизе

Среди фресок кладбища Кампосанто-ди-Пиза, изображающих сцены ада, идентифицировали ранее неизвестный портрет Данте.

Данте. Пиза. Италия

Гипотезу выдвинула Джулия Амманнати, профессор палеографии высшей Нормальной школы в Пизе и автор важных открытий, позволивших переписать историю или расширить знания. Например, она «подкорректировала» дату извержения Везувия, разрушившего Помпеи и Геркуланум, идентифицировала почерк Джотто в надписях капеллы Скровеньи, подтвердила авторство Бонанно Пизано в строительстве Пизанской башни.

А теперь Джулия Амманнати узнает Данте в одной из фигур, изображенных на фресках, написанных Буффальмакко между 1336 и 1342 годами на стенах в Кампосанто-ди-Пиза, которая является частью комплекса памятников на площади Чудес (piazza dei Miracoli).

В разделе Страшного суда фрески изображают архангелов, толкающих толпу отверженных в ад, в котором выделяется человек, одетый в красное и очень похожий на джоттовский портрет Данте в Барджелло (до 1337 г.).

Почему Буффальмакко отправил Данте в ад?

Амманнати в своем исследовании опирается не только на внешнее сходство, но и обращается к историко-политическому контексту того времени и к резкому контрасту между папством и империей. Архиепископ Пизы Симоне Сальтарелли, близкий соратник Папы Иоанна XXII, был вынужден укрыться в Авиньоне вместе с Папой в годы (1327-29 гг.), когда Пиза была оккупирована Людовиком Баварским, который также поставил своего антипапу — Николая V.
В это время сторонники империи черпали аргументы из произведения Данте «О монархии». Теоретически Буффальмакко мог заклеймить фресками Данте. Бородатый персонаж рядом может быть Вергилием, запрещенным за его средневековую славу мага, обвинение, которое, также поразило самого Данте в последние годы его жизни.

Но что пизанцы знали о внешности Данте, когда Буффальмакко рисовал в Кампосанто?

Салтарелли и Буффальмакко были флорентийцами и, возможно, видели портрет Данте в Барджелло, но Амманнати также выдвигает другую правдоподобную гипотезу опираясь на труды исследователя Данте Марко Сантагаты. Согласно Сантагате, Данте долгое время (1312-1313 гг.) оставался в Пизе, трудясь над «О Монархии». Проповедь доминиканцев и устная традиция комментировать картины могли создать образ Данте, узнаваемым для современников.