Deutsches Weininstitut пришел в Россию
Зоной повышенного интереса у представителей винного мира на Продэкспо 2019 стал объединенный стенд Wines of Germany, на котором была представлена продукция двенадцати хозяйств из разных винодельческих регионов Германии. Организатором дегустационного пространства стал Институт Немецкого Вина и офис Wines of Germany в России.
Менеджер по продвижению DWI Мануэла Либхен любезно согласилась ответить на несколько наших вопросов.
— Как формировался объединенный стенд Deutsches Weininstitut?
— На стенде Deutsches Weininstitut представлены 12 хозяйств из разных винодельческих регионов Германии, в том числе два крупнейших немецких производителя. Их можно назвать ветеранами российско-германской дружбы, потому что они успешно в течение многих лет продают свои вина на российском рынке. Также представлены вина от трех кооперативных хозяйств. Но на нашем стенде можно продегустировать вина и небольших виноделен, которые впервые привезли свою продукцию в Россию, и это будет первым шагом по их продвижению на вашем рынке.
— Ваша оценка российского рынка для немецких вин?
— 15 лет назад Россия считалась важнейшим рынком для сбыта немецких вин, 10 лет назад ваша страна находилась на 5-ом месте по импорту, но, к сожалению, сейчас Россия опустилась на 20-ю позицию. Хочу подчеркнуть, что 15 лет назад в основном в Россию ввозили в огромном количестве дешевое вино Liebfrauenmilch. Россия и Китай были последними бастионами по потреблению такого продукта, и во многом это обуславливалось эмбарго на молдавские и грузинские вина. Сейчас, когда спрос на дешевые полусладкие вина у россиян падает, и снова разрешены продажи из бывших Советских республик, экспорт аналогичных немецких вин резко сократился, и теперь доминирует наша продукция премиального сегмента. Больше всего на падении российского рынка сказался обвал курса рубля по отношению к основным мировым валютам. По этой причине многие немецкие производители потеряли своих партнеров в России. Но, несмотря на все катаклизмы, мы видим большой потенциал российского рынка, причем для сбыта качественных вин. Винную индустрию необходимо рассматривать комплексно, потому что Германия в каждом сегменте предлагает наиболее интересные продукты по соотношению цена-качество. Если сравнивать предложения в части недорогих вин из Германии и других стран, то наше качество будет выше, чем у конкурентов. Если вы покупаете Фиат, то вы и платите как за автомобиль эконом-класса; но если вы хотите купить Мерседес, то и цены будут уже другие. То есть, стоимость наших лучших вин достаточно высокая, но все равно она будет ниже, чем на премиальный продукт из других стран. Например, из Бордо или Бургундии.
— Что могут предложить немецкие виноделы российскому потребителю?
— Винный мир подвержен реформированию, в том числе в части потребления. В России я вижу изменения по отношению к вину, оно становится неотъемлемой частью жизни, и Германия готова удовлетворить потребности россиян во всех ценовых сегментах. Наши вина производятся как большими хозяйствами, так и семейными маленькими винодельнями, продукция которых все чаще оказывается на российских полках, что является трендом сегодняшнего дня. Уникальности наших вин способствует виноделие в условиях «северного климата», когда вина из известных сортов приобретают исключительные характеристики. К этому добавляется немецкое отношение к делу, которое сказывается на высоком качестве продукта.
— Какие сильные стороны у немецкого виноделия?
— За последние 15 лет немецкие вина все чаще занимают первые строчки в рейтинге 100 лучших вин от Wine Spectator. Наша организация Deutsches Weininstitut провела большую работу по популяризации рислингов во всем мире, в частности в России. Мы представляем интересы всех немецких виноделов, несмотря на формы собственности и объемы производимой продукции. Мы прекрасно осознаем, что будущее германского виноделия будет за винами из рислинга, и мы этим гордимся. Этот сорт нравится людям всех полов, и Германия предлагает из него вина разных стилистик и ценовых категорий. Сомелье хорошо знают немецкие рислинги, и ставят их в винных картах самых лучших и фешенебельных ресторанов по всему миру. Но в тоже время для большинства людей немецкие рислинги являются экзотикой. Суммарная площадь виноградников Германии составляет 102 тысячи гектаров, что соответствует 2% от общей мировой. Более 50% немецкого вина выпивается на месте, небольшая часть импортируется в десятки стран по всему миру. Здесь главным рынком остается США, но, несмотря на то, что там наши вина давно распробованы и востребованы, их доля составляет только 1%. Эти цифры подтверждают мои слова о том, что немецкие вина остаются нишевым продуктом, и многие просто не знают, что Германия является винной страной. Поэтому мы не можем позволить себе молчать, и не продвигать немецкие вина на внешние рынки.
— Почему именно в России был открыт новый офис Wines of Germany?
— Я 25 лет работаю в Deutsches Weininstitut, с самого начала я отвечала за продвижение немецких вин в России. В те годы у нас был крошечный бюджет, последние пять лет Deutsches Weininstitut активно продвигает немецкие вина именно на тех рынках, на которых мы видим перспективы. Я также отвечаю за всю Азию, в том числе Китай и Японию. Наши руководители голосовали за Сингапур, а я была тем человеком, кто громко заявил, что именно в России любят наши вина. Россиянам интересны немецкие вина, но до пика популярности еще очень далеко. Несмотря на падение покупательской способности ваших граждан, я верю в потенциал России. Все члены нашего профессионального союза, а все немецкие виноделы являются партнерами Deutsches Weininstitut, решили, что 2019 год станет началом работы по активному продвижению наших вин на российском рынке. Моей целью совместно с компанией Wines of Germany в ближайшие три года вывести Россию в TOP 10 стран по сбыту немецкого вина.
— Какие «инструменты» Германия будет использовать в популяризации своих вин?
— Сейчас становится популярным такой вид туризма, как эногастрономический, который способствует продвижению местных вин на внешних рынках. Многие маленькие винодельческие хозяйства в Германии успешно работают в этом направлении, можно посетить винодельни с экскурсией, продегустировать продукцию, остановиться на ночь или принять участие в сборе урожая и производстве вин. Наш институт подготовил достаточно много информационных материалов по популяризации эногастрономического туризма. Сейчас они доступны на немецком и английском языках, но вскоре будут переведены на русский, и россияне смогут бронировать отели в комфортных для них условиях. В Германии есть места, которые неотъемлемо связаны с Россией. Например, Баден-Баден русская аристократия полюбила еще около двух столетий назад. Сейчас доступны прямые авиарейсы в этот город. Кстати, на нашем стенде присутствует винодел из региона Баден. Германия предлагает эногастрономическому туристу не только обильную еду и запоминающие вина, но и прогулки по виноградникам, с которых открываются прекрасные панорамные виды. Эти места никто не скрывает, наоборот, все маршруты и точки отмечены на картах. Я нашу кухню не буду сравнивать с итальянской, но гарантирую, что в Германии туриста накормят вкуснее, чем во Франции. Вторым преимуществом Германии перед конкурентами становятся более 330 прямых рейсов в неделю из городов России в немецкие аэропорты. Прилетая во Франкфурт, туристы через полчаса оказываются гостями в хозяйстве Weingut Meine Freiheit, оттуда можно направиться в долину реки Рейн, где расположены множество средневековых городов, например, Клостер-Эбербах. Многие исторические объекты находятся под защитой ЮНЕСКО. Туристу, помимо дегустации еды и напитков, предлагается разнообразная экскурсионная программа. Не правильно говорить, что эногастраномический туризм всегда будет дорогим удовольствием. Германия как раз и отличается правильным соотношением цена-качество на предоставляемые услуги. Тем более в некоторых винодельческих регионах разработаны программы по привлечению туристов, позволяющие нашим гостям из других стран совершить увлекательное путешествие за разумные деньги.
Для справки: Deutsches Weininstitut (DWI), или Институт Немецкого Вина, является главным маркетинговым агентством винодельческой промышленности Германии. Основной задачей DWI считается продвижение продукции из 13 немецких винодельческих регионов посредством работы со СМИ, организации информационных кампаний и презентационных мероприятий совместно с производителями вин,
участия в выставках в Германии и за ее пределами. DWI не только издает различные информационные брошюры и рекламные материалы, но и проводит обучающие лекции и семинары, в первую очередь, в сфере гастрономии и торговли. DWI на внешних рынках осуществляет свою деятельность под брендом Wines of Germany, и представлен в четырнадцати странах, которые обладают наибольшим потенциалом для импорта немецких вин. В октябре 2018 года открылся офис Wines of Germany в России.
Автор: Павел Попков