Что посмотреть в Рязанской области

В мае 2019 года в рамках «Дней Рязанской области в Москве» жители столицы узнали, что интересного, нового и познавательного предлагает рязанская земля.
Оксана Кутукова, генеральный директор АНО «Центр развития туризма Рязанской области», рассказывает о проблемах, потенциале развития и возможных брендах.

Оксана Кутукова

— Зачем туристам стоить ехать в Рязанскую область?

В Рязанскую область стоит поехать из-за ее камерности, за поиском атмосферы и русского духа. Часто слышу в разговорах, что у многих есть рязанские корни, у кого-то бабушка или дядя родом из Рязани, и мне это нравится. Рязань всегда являлась оборонительным рубежом Москвы, сейчас 90% население области составляют русские люди, что на генетическом уровне откладывает отпечаток и подчеркивает ее значение для Великой Руси. Несмотря на богатейшую историю, которая насчитывает более 900 лет, в нашем городе всегда очень спокойно, путешественники смогут отдохнуть от повседневной суеты, от московской динамики жизни. Здесь не нужно никуда бежать, можно просто выключить телефон и наслаждаться жизнью, читая давно отложенную книгу.

— Какие туристические новинки предлагает туристам Рязанская область?

Новых объектов для показа не увеличилось, но сама туристическая инфраструктура преобразилась в лучшую сторону, как и весь город, и это в первую очередь связано с приходом нового губернатора. Рязань в темное время суток начали подсвечивать, что позволяет проводить вечерние экскурсии без использования дополнительных световых приборов. При этом у туристов получаются качественные фотографии! Обустроили многие парковые зоны, и теперь горожанам стало намного комфортнее отдыхать на свежем воздухе.

Рязань

— Область развивает событийный туризм?

В середине августа во второй раз будет проходить «Форум древних городов», который в прошлом году собрал множество положительных откликов. В течение пяти дней на нескольких городских площадках, в основном под открытым небом, проходили различные фестивальные мероприятия, и во многом успех был обусловлен тем, что сама тема древнего города оказалась востребованной, потому что действительно очень многое уходит, и в современном мире актуальна проблема сохранения старины. Мы заинтересованы в гражданской активности, и мне нравится, что в мероприятиях принимало участие большое количество молодых людей. Сейчас «Фестиваль воздухоплавания» будет проводиться в те же даты, что и «Форум древних городов», который сможет разнообразить программу. Раз в два года устраиваем праздник кузнечного мастерства «Секреты средневековых мастеров», который мы теперь также решили проводить в рамках Форума. На мой взгляд, к нам стоит приехать именно в этот период, когда любая аудитория найдет для себя что-то интересное.
Рязани передали официальный статус Новогодней столицы, сейчас разрабатывается концепция праздника. Мы, как «Центр развития туризма», совместно с бизнесом обязательно предложим собственный продукт, и это будет что-то нетривиальное, спроецированное на запросы москвичей, потому что нам важно охватить именно этот контингент. Мы хотим провести опрос населения, чтобы понять интересы жителей столицы, на какие события они готовы к нам приехать, и заинтересовать не охваченные слои населения, может быть даже «нишевого» туриста. Но в тоже время мы заинтересованы в развитии собственных туристических брендов. Я думаю, что к концу лета будут известны результаты нашей работы. Мы понимаем, что сейчас востребован качественный сервис, и без совместных работы с местным бизнесом у нас ничего не получится.

Рязань

— Какой регион вы считаете конкурентом Рязанской области?

Я считаю, что мы являемся конкурентами сами себе. Нам ничего не стоит взять и сделать все лучше, чем есть сейчас. Необходимо менять сознание в сторону улучшения предлагаемого сервиса. Первым шагом нужно научиться улыбаться, когда общаешься с гостями. Вопрос не в поиске конкурентов, а в перемене сознания. Возьмем музеи. Мы провели сервисный аудит по принципу «тайного покупателя». Это стало резонансом в нашем регионе, но я не хотела упрекнуть деятельность музеев, и я не углублялась в музейный продукт; стоит задача в развитии сервиса, независимо от того, коммерческий это объект или нет, чтобы турист везде сталкивался с гостеприимством и с лояльностью. Был ожидаемый негатив в мою сторону, но я считаю, что после аудита все сделали правильные выводы. Не хочу лукавить, я больше путешествую за рубежом, и реально оцениваю русский сервис, и если мы одними из первых начнем задумываться об этом, у нас не будет стоять вопрос с конкуренцией. И это относится ко всем сферам турбизнеса, в том числе гостиничному. Но здесь я вижу положительную динамику, и тот же booking.com показывает, что все наши городские отели, не зависимо от категории, имеют рейтинг в районе 8,5 баллов, и меня эта стабильность радует. Она показывает, что мы двигаемся в правильном направлении.

— Получается ли наладить диалог с местными рестораторами?

В прошлом году была создана региональная ассоциация кулинаров, членами которой являются увлеченные люди, заинтересованные в развитии местной гастрономии. Сейчас проходит «Фестиваль кухни Рязанского края», во время которого гостям ресторанов-участников предлагают блюда из локальных продуктов. К сожалению, пока у нас нет собственных специалитетов, ради которых туристы готовы отправиться в путешествие. Русская кухня достаточно простая, и сделать квашеную капусту или драники с пшенниками местным брендом будет проблематично, но сейчас большая экспедиция занимается поисками одного блюда, которое сможет стать нашим символом. Ассоциация кулинаров также работает в этом направлении, и я верю, что на стыке перекрестной деятельности свой «захер» должен появиться.

— Потенциальный турист заинтересован в гастрономических гидах и рейтингах отелей, которым он может доверять. Возможен ли вариант, что государственные органы, отвечающие за развитие туризма в регионе, смогут взять на себя эту работу?

Я согласна, что необходима отлаженная система контроля качества, но пока все находится на стадии обсуждения. Но уже сейчас туристы могут воспользоваться независимым информационным ресурсом «Еда в Рязани», который никаким образом не монетизирован. Пару лет назад несколько молодых людей решили писать рецензии на рестораны, были выработаны критерии оценок качества, и публика начала доверять их рекомендациям. Сейчас ТИЦ Рязани осуществляет собственную концепцию «ТИЦ рекомендует», которая также является некоммерческим проектом. Перед ним стоит задача не предвзято советовать гостям региона тот или иной туристический продукт. Но при этом важно наладить совместную работу с бизнесом, которая позволит улучшить сервис предлагаемых услуг, в том числе помочь туристам забронировать номер в гостинице или зарезервировать столик в ресторане.

— Какие программы ваш офис предлагает туристам?

Второй год продолжается проект «Рязань плюс», которая подразумевает визит в город на выходные. В субботу всех путешествующих на утреннем экспрессе Москва-Рязань мы встречаем на вокзале и проводим для желающих бесплатную экскурсию по городу. Но пока турист коротает время в поезде, он может прослушать информацию о городе, воспользовавшись аудио-гидом, который мы сделали для izi.TRAVEL. Экскурсия продолжается около двух часов, она заканчивается в помещении центра «Visit Рязань», где туристам предлагают воспользоваться бонусами при посещении тех или иных мест. У нас есть договоренности с бизнесом, и кто-то предоставляет скидки при размещении, другие дают определенные льготы на услуги. Кстати, в рамках этого пакета отельеры предоставляют номера с 30% дисконтом. В итоге получаются запоминающиеся выходные, с качественным бюджетным отдыхом. Это не «Карта гостя», которая в России не работает, но первая ступень региональной лояльности. Мы с коллегами делали внутренний аудит этой программы, и на себе отлаживали сервис, чтобы туристы не переутомлялись, и могли вовремя вкусно перекусить. Сейчас предлагается короткий маршрут Light для гостей города, которые приехали с детьми, и он рассчитан на 1,5 часа, и прогулка Classic, где туристам нужно закладывать 2,5-3,5 часа в зависимости будут они посещать музеи или нет. Для тех, кто хочет запечатлеть себя на фоне местных достопримечательностей, разработан молодежный фотомаршрут Selfie point. Для разнообразия путешествия мы советуем гостям посетить и другие туристические объекты, которые не вошли в экскурсионную программу.

Рязань

— Какие места, помимо самой Рязани, нужно обязательно увидеть?

Пускай это будет банально, но нужно посетить Константиново, где находится усадьба семьи Есениных. Также стоит доехать до месторасположения старой Рязани, которое сейчас окружено крепостными валами. Многие считают его местом силы, и я с этим утверждением согласна. Наш город первым принял сражение с войском Батыя, и это история наполнена драматизмом.
Великолепным городком является Касимов, но требуется большие вложения для его реставрации. Эксперты оценивают большой туристический потенциал древнего поселения, расположенного на берегу Оки. При правильном подходе он может конкурировать даже с небольшими европейскими городками.

— Как удобнее путешествовать по Рязанской области: в составе организованных групп или выбрать для себя собственный маршрут? На какого туриста, организованного или самостоятельного делает ставку «Центр развития туризма»?

Каждый должен выбрать для себя то, что ему больше нравится. Но мне кажется, наиболее интересным окажется самостоятельное путешествие в кругу друзей. Я поклонник самостоятельного туризма, но регион заинтересован в организованных группах. Лично я стараюсь помогать индивидуальным путешественникам, потому что мне нравиться общаться с такими людьми. Я вижу здесь потенциал развития туризма в области, потому что человек, которому у нас понравилось, расскажет о Рязанской области в своем окружении, и потом к нам приедут еще десять его друзей. Но если вы решили путешествовать самостоятельно, делать это лучше на собственном автомобиле: надо смотреть правде в глаза, и это не только проблема нашей области, с общественным транспортом существуют определенные трудности.

— Какие вы видите основные проблемы для развития туризма?

Основной нашей проблемой является имидж отсталой территории. Мы собирали отзывы у клиентов турфирмы, и одна дама нам написала, что для нее слова Рязань и отсталость до посещения города были синонимами. От этого никуда не деться, и приходится с этим бороться. Одним из символов региона считается «баба рязанская», какая-та горлопанка, и мне хотелось изменить образы и репутацию области, для чего необходима системная работа.

Автор: Павел Попков

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *