Древние торговые пути
Соль, пряности, олово и янтарь встречались в определенных регионах и пользовались спросом во всем мире. Чтобы их перевозить из одного места в другое, прокладывали торговые пути, которые служили не только транспортными магистралями, но и образовывали культурные и религиозные связи между народами.
Посмотрим на самые важные торговые пути древности.
Великий шёлковый путь
Великий шёлковый путь – одна из важнейших караванных дорог древности и средневековья, связывающая Восток и Запад. Своё название он получил от самого продаваемое товара – шёлка.
Великий шёлковый путь начинался от китайского города Сиань, проходил через Монголию, Афганистан, Узбекистан, Сирию, Турцию и тянется до Венеции. Он лежал не только на суше, но и пересекал Желтое море, Восточное и Южно-Китайское море, Малаккский пролив, Индийский океан, Аравийское море, Персидский залив, Красное и Средиземное море.
Шелковый путь использовался не только для торговли шелком из Китая в Европу. Это был маршрут, по которому между Востоком и Западом торговали текстилем, шкурами животных, изделиями из дерева, металлами, специями, зерном, овощами и фруктами, а также драгоценными камнями. Вдоль древней дороги возводили многочисленные караван-сараи, обслуживающие купцов.
К сожалению, вместе с товарами по Великому шёлковому пути распространялись и заболевания, таким образом, в Европу из Китая попала черная чума.
Первым европейцем, достигшим Китая по Шелковому пути, был знаменитый исследователь Марко Поло. В настоящее время путешественники также следуют по древнему маршруту, осматривая многочисленные достопримечательные, расположенные вдоль торгового пути.
Дорога специй
Дорога специй связывала Индию, Острова пряностей и Восточную Африку с Европой.
В прошлом специи использовались не только для придания вкуса еде, их добавляли при изготовлении лекарств, применяли для сохранения свежести продуктов и в качестве ароматизаторов. В средние века пряности были символом статуса, и стоили очень дорого.
Дорога специй состояла только из морских участков. Вместе с корицей, перцем, кардамоном, имбирем и куркумой перевозили чай, индийские ткани и масла.
Древний путь утратил своё значение, когда европейцы стали искать обходные маршруты, что привело к эпохе географических открытий (XV-XVIII вв.) и экспедициям Васко де Гама, Христофора Колумба, Магеллана.
Путь благовоний
Ладан был один из ценнейших продуктов древнего мира. Мирру, которую собирали и сушили под солнцем на Аравийском полуострове, сжигали в качестве благовоний, использовали при мумификации умерших, а также применяли в виде духов. Ладан производили в арабских царствах, расположенных на территории современных Йемена и Омана. Отсюда начинался Путь благовоний и тянулся до Средиземноморья.
Благовония, перевозимые на верблюдах, имели большую ценность для Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Согласно римскому историку Плинию, ежегодно по Пути благовоний перевозилось более 3000 тонн ароматного груза, вся дорога занимала 62 дня. В пустыне разрешалось перемешаться только организованным караванам по строго отмеченному маршруту. Если начальник верблюжьего каравана отклонялся с пути, ему грозила смертная казнь.
С развитием морской торговли Путь благовоний утратил свою значимость и пришел в упадок. В 2005 году участок Дороги на территории Израиля, на котором расположены руины городов Авдат, Халуц, Мамшит и Шивта, был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Янтарный путь
Янтарь — органический драгоценный камень, состоящий из окаменевшей древесной смолы, был одним из самых продаваемых материалов в древности. Считалось, что он обладает целебными свойствами, помогает при зубной и головной болях, снимает стресс, а также обладает декоративным назначением.
Балтийское море всегда было огромным источником янтаря. Из Северной Европы в Средиземноморье янтарь доставляли этрусские и греческие торговцы.
Маршрут Янтарного пути начинался от Балтийского моря, тянулся через реку Дунай к порту Аквилеи, расположенному на границе Римской империи. Оттуда груженые корабли отправлялись в Грецию, Египет, Сирию и другие страны. Известно, что корону египетского фараона Тутанхамона украшал желтый янтарь, окруженный бриллиантами, изумрудами и рубинами.
Следы Янтарного пути сохранились до наших дней. По этой дороге можно проехать в Калининграде, Латвии и Польше.
Чайная конная дорога
Чайная конная дорога была одним из самых опасных путей древности. Она начиналась в юго-западной части Китая, который являлся крупнейшим в мире производителе чая, делилась на две части, проходя по провинциям Юньнань и Сычуань, и простиралась до Тибета. Лошади, груженые чаем, проходили десять тысяч км по высоким и крутым горным склонам, пересекали множество рек и деревень.
Древний торговый путь утратил свое значение, когда стали отдавать предпочтения морским путям.
Соляные пути
В прошлом соль была важным и ценным ингредиентом. В Древнем Риме солдатам выплачивали часть жалования солью, а английское слово «зарплата» (Salary) происходит от латинского «Sale», т.е. «соль».
Римляне, которые придавали большое значение системе дорог, начали развивать соляные пути, чтобы связать центры добычи соли с городами. Существовало много маршрутов в разных частях Италии, по которым транспортировали соль.
Самый важный древний Соляной путь – виа Салария, он начался от Остии, расположенной недалеко от Рима, и тянулся до побережья Адриатического моря. По нему не только транспортировали соль, он также соединял столицу с городами и деревнями центральной части империи.
Транссахарский торговый путь
Транссахарский торговый путь вел из Северной Африки в Западную Африку.
Множество маршрутов соединяло разные части пустыни Сахары. Изначально дорогу использовали для торговли рабами и полезными ископаемыми, со временем по ней стали транспортировать золото, соль, одежду, шкуры и оружие. Песчаные бури, изнуряющая жара и преступники делали путешествие опасным и рискованным.
Благодаря этому древнему пути ислам и арабская культура распространились по разным частям Африки.
Сегодня большая часть Транссахарской магистрали покрыта асфальтом и активно используется.
Оловянная дорога
Оловянный торговый путь проложили во второй половине II в. до н.э. Он связывал Северную Европу со Средиземноморьем. Оловянные рудники располагались в Корнуолле, на юго-западе Англии, по морю олово перевозили во Францию, а оттуда спустились в Средиземноморье.
Царская Персидская почтовая дорога
Царскую Персидскую почтовую дорогу проложили в V веке до н.э. Она начиналась в Эфесе и Сардах, проходила через ассирийскую столицу Ниневию, простиралась до Вавилона и потом соединялась с Шелковым путем, и заканчивалась в Персеполе.
Греческий историк Геродот писал: «Нет ничего в мире быстрее, чем персидские курьеры». Дорога была вымощена булыжниками и славилась хорошим качеством покрытия. Ее длина составляла 2700 км, через каждые 25 км построили места для ночлега и отдыха. Царская дорога ускорила экономическое и культурное развитие.
Ее продолжали активно использовать даже во времена Римской империи, в турецком городе Диярбакыр сохранился древнеримский мост, который был часть Царского пути. Позже дорога была восстановлена с использованием записей Геродота, археологических исследований и исторических источников.