Круизы от «ГАМА»: «Назад в будущее»

Наше знакомство с генеральным директором круизной компании «ГАМА» Дмитрием Галкиным произошло на презентации туристического потенциала Нижегородской области, которая прошла на корабле «Доброходъ».

Два красных колеса на корме и старинное написание названия отсылают к давно минувшим временам. Маркетинговый ход и заигрывание с историей?
Нет! Рабочий механизм для совершенно нового корабля, спроектированного и построенного компанией «ГАМА».

Круизы от компании "Гама"
— Дмитрий, почему вы решили заняться круизным бизнесом?

— Основной причиной я считаю мое базовое образование – в 1987 году я окончил Горьковский политехнический институт по специальности «Электрооборудование судов». Будучи студентом, я отработал полную навигацию на теплоходе «Фридрих Энгельс», как электромонтажник стажировался на «Гороховецком судостроительном заводе». Преддипломную практику проходил на заводе «Красное Сормово», куда впоследствии получил распределение, и три года отработал на одном из старейших российских судостроительных предприятий. В начале девяностых ситуация в стране начала кардинально меняться, и я отправился в «свободное плавание». В этом году компании «ГАМА» справляет юбилей – в 1994 году мы впервые взяли в аренду судно «Рылеев», что стало началом деятельности нового туристического круизного оператора. В течение длительного времени, вплоть до 2004 года, я считал, что каждый должен заниматься своим делом — «Волжское пароходство» готовит флот и отвечает за безопасную эксплуатацию судов, а мы, как круизный оператор, должны непосредственно обслуживать туристов.
На тот момент мы имели три корабля – два четырехпалубных («Михаил Калинин» и «Михаил Фрунзе») и трехпалубный «Рылеев», с которого началась наша деятельность. Все шло замечательно, мы занимались организацией питания и экскурсионным обслуживанием пассажиров, но жизнь повернулась таким образом, что «Волжское пароходство» стало всем отказывать в аренде теплоходов: создав в 2000 году свою собственную компанию «Волга-флот-тур», в течение четырех лет прекратили действия всех договоров. Их не волновало, как ты с ними работал и платил, потому что с изменением парадигмы появились вертикально интегрированные компании, которые все делали самостоятельно. Мы были вынуждены по-новому осмыслить ведение бизнеса, выработали новый концепт работы, и с 2003 по 2005 года приобрели шесть судов – два двухпалубных и четыре трехпалубных.

Дмитрий Галкин. Гама

— С какими трудностями вы столкнулись при строительстве судов?

— В Нижегородской области традиционно занимались судостроением, в регионе сосредоточено достаточное количество КБ и предприятий отросли. Две третьих речного флота, который сейчас эксплуатируется, находится здесь. Когда мы решили, что будем строить собственные суда, возник вопрос: «Кто будет проектировать, и где именно будем размещать заказ?». Пришлось покупать завод, создавать конструкторское бюро, получать от Речного Регистра свидетельство о признании. В итоге имеем собственный проект кораблей. Мы не делаем только корпуса, потому что нет судоподъемных устройств, но все, что пассажиры видят на судне, и с чем они здесь сталкиваются, сделано нашими руками.

— Почему вы пошли нестандартным путем и решили делать колесные суда?

— Идея об аналогичных судах возникла в начале нулевых в связи с заменой теплоходов, в 2007 году началось проектирование первого корабля. Конечно, можно было идти традиционным путем, сделать винтовое судно с обычными характеристиками и осадкой. Но у нашего корабля есть неоспоримое преимущество – маленький расход топлива. У речного флота есть два серьезных ограничения. Во-первых, это большие затраты на горючие материалы, во-вторых, оплата труда команды. В своем проекте, а сейчас построено три судна, мы нашли оптимальные решения всех поставленных задач. Расход топлива как у легкового автомобиля, а экипаж состоит из двух человек.

Круизы от компании "Гама"

— Сейчас круизный бизнес у вашей компании считается основным? Или вы больше уделяете времени судостроению и эксплуатации судов?

— На самом деле наши интересы в бизнесе несколько шире. Наша компания владеет загородным отелем «Волга», а недавно построили реабилитационный центр для пациентов, перенесших инфаркты и инсульты, а также сложные травмы. В нем мы буквально поднимаем людей, заново учим их ходить или просто держать ложку. Речные круизы имеют ярко выраженную сезонность, но люди хотят есть все двенадцать месяцев. Мы дорожим нашими кадрами, и нужно учитывать, что сейчас коллектив насчитывает более пятисот человек. Разноплановый бизнес позволяет быть более гибкими, и мы можем предложить людям временную работу в холодное время года.

— Вы успешная компания?

— Мне сложно самого себя оценивать, но мы двадцать пять лет на рынке, считаемся старейшей круизной компанией России, а, некоторые за этот период поменяли три названия.

— Что необходимо для успешного бизнеса?

— Во-первых, без речного оптимизма не получится ничего сделать. Мы даже за это поднимаем бокалы. Во-вторых, нужно четко понимать, что ты можешь сделать и что ты хочешь получить. В-третьих, не стоять на месте. Последний пункт я считаю основным в развитии компании.

Дмитрий Галкин. Гама

— Кто ваши клиенты?

— У нас есть устойчивый потребитель наших услуг. Круизный рынок сформировался, здесь все друг друга знают, есть не только крупные игроки, но средние или маленькие компании. Появляются новички. В большей мере, круизный бизнес считается успешным, и из года в год растет. Правда, всего на несколько процентов. Рынку не хватает стабильных цен на топливо – в 2017 тонна горючего стоила чуть более 30000 рублей, а в этом уже около 60000 рублей. Рост за последние два года составил практически 100%, что невозможно объяснить здравым смыслом – я это считаю грабежом среди белого дня.
Мы не полностью обеспечены нормальной береговой инфраструктурой – причалами, стоянками, стенками. Сейчас государство начинает заниматься этими проблемами, и если все пойдет по обговоренному плану, будет большим подспорьем в нашей работе.

— Ваши преимущества перед остальными игроками на рынке?

— У нас есть собственная идея судостроения, которую мы реализуем на второй серии колесных судов. Уже ходят три судна небольшого водоизмещения «Сура» «Колёсовъ» и «Доброходъ», сейчас мы строим суда «Золотое кольцо» водоизмещением 906 тонн, которые совершенно иного класса, габаритов и мощи.
Мы работаем там, где другие компании находиться просто не могут, и это наше конкурентное преимущество. Это реки Белая, Ветлуга, Сура, Волхов, Ока. У нас теплоходы 305 проекта «Александр Свешников» и «Алдан» в начале навигации делают несколько рейсов до Москвы, но в июле и августе туда пройти уже не могут. А суда серии «Золотое кольцо» смогут работать всю навигацию без ограничений.

— Что вы предлагаете московскому региону?

— Все реки московского региона отличаются небольшой глубиной. Это и Москва, и верховье Оки. В летний период работать на судах с обычной осадкой сложно. Ограничения наших новых кораблей серии «Золотое кольцо» составляют 1,25 метра, а водоизмещение меньшего
— вообще 80 сантиметров, что дает нам огромное преимущество и большие возможности.

— Сезон заканчивается. Что вы будете делать зимой, и какие новинки стоит ожидать в навигацию 2020?

— Вне навигационного периода мы ремонтируем флот, проводим регламентные работы и готовим суда к новому сезону. Кто-то уходит в межнавигационный отпуск, кто-то повышает квалификацию.
Главной новинкой следующего года станет запуск нового судна, инаугурация которого планируется в третьем квартале. Сейчас все внимание уделяем строительству. Рождение первого корабля всегда становится наиболее сложным моментом, потому что это творческий процесс, и возникает много технических и организационных вопросов. Все каюты, т.е. 68 стандартных и 6 люксов будут оборудованы балконами, что создаст дополнительный комфорт.
Суда серии «Золотое кольцо» смогут спокойно ходить под московскими мостами, и для нового корабля разработан уникальный маршрут «Московская кругосветка». Это станет бомбой, которой нет ни у кого. Конечно, корабли будут ходить на Соловки и до Великого Новгорода, где возникают проблемы у теплоходов с обычной посадкой. Суда серии «Золотое кольцо» окажутся востребованными и на других направлениях, например, на дальневосточной реке Амур.

Круизы от компании "Гама"

— Вы будете строить исключительно колесные суда?

— Преимуществом колесных кораблей, помимо низкой осадки, является экономичность топлива, которого расходуется как у легкового автомобиля, и короткие сроки окупаемости, которые по нашим расчетам составляют 8-10 лет. Сейчас подписана лизинговая программа на два судна новой серии. Если на рынке будут востребованы наши корабли, то, безусловно, мы продолжим их строительство. Наши суда меньшего водоизмещения вообще задумывались на замену теплоходов проекта «Москва», потому что большинству речным трамвайчикам более сорока лет, и они отработали свой ресурс. Конечно, какое-то время они могут еще работать, но там нет кондиционирования и нет кухни, где можно приготовить еду для пассажиров. Там не предусмотрены каюты, и условия для полноценного отдыха.

Автор: Павел Попков