Где посмотреть картины Густава Климта?
Чтобы познакомиться с творчеством гениального Густава Климта, можно совершить увлекательное путешествие, охватывающее разные страны и даже континенты. Нью-Йорка, Вены, Дрезден, Прага, Венеция и Рим — 15 лучших картин Климта.
Густав Климт — один из самых любимых и популярных художников в истории искусства. Он родился 14 июля 1862 года в Вене, и с этим городом он оставался связан всю свою жизнь.
После посещения Школы прикладного искусства в 1897 году Густав Климт вместе с группой молодых художников основал движение Венский сецессион, которое противостояло строгим и устаревшим канонам Венской академии. Они выступали под девизом «Времени — его искусство, искусству — его свободу!», став частью европейского модерна.
1. Портрет Адели Блох-Бауэр I (Новая галерея, Нью-Йорк)
Портрет Адели Блох-Бауэр I – одна из самых известных картин Густава Климта, которая представляет его знаменитый «золотой период», часто ее называют «Золотая Адель». Адель Блох-Бауэр – молодая богатая представительница венской буржуазии, которую связывали с художником дружеские отношения. Климт трансформировал Адель в золотой идол, одетый в роскошные одежды, с магическими глазами, узором в виде спиралей и квадратов, которые переходят в фон.
Популярность картине добавила и недавняя история. Художественное полотно было конфисковано нацистами во время Второй мировой войны, спустя десятилетие его потребовала внучка Адель Блох-Бауэер, которая к тому времени переехал в США. Позже его купил Рональд Лаудер за 135 миллионов долларов, что сделало портрет Адели Блох Бауэр одной из самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире.
2. Поцелуй (Галерея Бельведер, Вена)
В коллекции Австрийской галерее Бельведер хранится много работ Густава Климта, среди них одна из самых известных и чувственных картин – «Поцелуй», которая относится к «золотому периоду». На ней изображены влюбленные, которые соединились поцелуем в страстном объятии. Золотистый фон переходит в одежды двух персонажей, украшенных завитками, геометрическими фигурами и цветами.
3. Надежда II (MOMA, Нью-Йорк)
Эта вторая работа Густава Климта, посвященная беременной женщине. Она была написана в 1907-08 гг. Картина выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
4. Портрет Меды Примавеси (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Климт написал несколько портретов, в основном это были изображения аристократических женщин, часто презрительных и надменных, художник хотел элегантно передать декадентское очарование социального класса.
Мада происходила из семьи банкира, промышленника и мецената Отто Примавеси. Климт часто бывал у них в гостях, скорее всего, здесь и родилась идея написать портрет Мады и ее матери Евгении. Работу над портретом Мады он начал в феврале 1912 года и завершил в декабре 1913 года. 9-летняя девочка изображена в волевой позе.
5. Березовая роща (Галерея новых мастеров, Дрезден)
Пейзажи Густава Климта не так известны широкой публики, как чувственные изображения женского тела, но их достаточно много – 50 полотен. К этой теме художник обратился будучи зрелым мастером.
На картине «Березовая роща» мы видим прямые и тонкие деревья, которые становятся метафорой человеческого одиночества.
6. Девы (Национальная галерея, Прага)
После золотого периода в 1913 году Климт создает картину с выраженными цветами и более жесткими мазками. В работе проявляется сильная эротическая сущность: шесть женщин переплелись в фривольных позах.
7. Фриз Стокле (рисунки, Музей прикладного искусства, Вена)
В 1904 году промышленник Адольф Стокле поручил художникам Венского сецессиона построить дом в Брюсселе, который сегодня известен как дворец Стокле. Свободные от каких-либо условностей, молодые художники смогли попробовать свои силы в воплощении глобального произведения искусства. Климт занимался убранством столовой, где создал огромный мозаичный фриз с четырьмя сюжетами: Древо жизни, Ожидание, Объятия и Рыцарь. К сожалению, мозаичное панно увидеть нельзя, поскольку дворец Стокле является частной резиденцией, и вход для публики закрыт, но в Музее прикладного искусства в Вене хранятся все подготовительные рисунки для фриза.
8. Смерть и жизнь (Музей Леопольда, Вена)
Аллегорическую картину «Смерть и жизнь» Климт написал в 1910 году. Смерть представлена скелетом, завернутым в одежду с крестами и красной булавой в руке; Жизнь символизирует группа персонажей, которые переплелись все вместе.
9. Бетховенский фриз (Дом сецессиона, Вена)
В 1902 году венские сецессионисты организовали выставку, полностью посвященную Людвигу ван Бетховену. По этому случаю Климт создал фриз вдоль стен Дома Сецессиона, где он находится до сих пор. Вдохновленный Девятой симфонией, художник изображает три взаимосвязанные последовательности: стремление к счастью, враждебные силы и гимн радости. Фриз отличается мощным аллегорическим посланием.
10. Юдифь и Олоферн (Галерея Бельведере, Вена)
Картина была написана в 1901 году, когда Климт обратился к библейской теме, интерпретировав ее в свойственной ему манере. Художник сосредотачивается на Юдифь, голова Олоферна лишь частично попадает на полотно и не видно окровавленного меча. Моделью выступила Адель Блох-Бауэр, создав образ роковой женщины.
11. Подсолнух (Галерея Бельведере, Вена)
Картина «Подсолнух» привлекает необычный для Климта сюжетом. Галерея Бельведере ее приобрела недавно. На полотне изображен подсолнух в окружении зеленой природы, которая кажется непроницаемой. Многие критики убеждены, что в данном случае мы снова сталкиваемся с неким женским портретом: геометрия подсолнуха, который почти не отличается от фона, ассоциируется с антропоморфным персонажем. Не нужно забывать, что Климт был также символистом, следовательно, он ставил знак равенства между женщиной и цветком.
12. Дама в шляпке и боа из перьев (Галерея Бельведере, Вена)
Климт написал эту картину в 1909 году. Она представляет переломный момент в живописи художника. Женщина изображена не в полный рост, и она находится на одной из улиц Вены. Кроме этого, дама отделена от фона.
13. Адам и Ева (Галерея Бельведере, Вена)
Картина «Адам и Ева» стала последней работой перед смертью художника, она была найдена в его мастерской незавершенной. Вертикальное полотно относится к периоду, так называемого «цветочного стиля», который характеризуется темными красками и сильными мазками. Несмотря на то, что изображена пара, очевидно, что центральным объектом является женщина, которая своим телом и своим светом прячет мужчину позади себя.
14. Юдифь II (Музей современного искусства, Венеция)
В 1909 году Климт создал вторую версию Юдифь. Здесь художник еще больше подчеркивается женственность, которая является одновременно красивой и опасной. Юдифь еще более жестокая, хищными руками она держит голову Олоферна.
15. Три возраста женщины (Национальная галерея современного искусства, Рим)
На картине изображены детство, материнство и старость, противопоставленные друг другу, неизбежные в своей цикличности.