Достопримечательности Лиссабона
Лиссабон яркий и эмоционально окрашенный город. Кафедральный собор, лифт Санта-Жуста, церковь святого Роха, великолепная площадь Россиу, полицейский парад, район Белем с гаммой исторических памятников и торжественный королевский дворец густыми мазками пишут многолюдный и доброжелательный Лиссабон.
Где остановиться в Лиссабоне
В Лиссабоне множество отелей и мест для размещения, мы выбрали хостел Goodnight hostel (Rua dos Correeiros, 113, https://www.goodnighthostellisbon.com), расположенный в трех минутах ходьбы от метро Baixa Chiado. Основными критериями при принятии решения были: близость к центру города, хорошие отзывы, завтрак, включенный в стоимость и цена.
Хостел нам понравился за уютную обстановку, доброжелательный персонал, готовый помочь и приятных соседей.
Транспорт в Лиссабоне
Общественный транспорт Лиссабона вполне удобен: метро, трамваи, автобусы, пригородные поезда, паромы и фуникулеры. Везде действует единая система оплаты проезда.
Можно приобрести транспортную карту и либо заправить ее поездками, либо положить депозит. И в том и другом случае стоимость проезда будет дешевле, чем оплачивать проезд отдельно за каждую поездку.
Карточку VIVA viagen можно приобрести в специальных аппаратах в метро, на вокзалах и платформах.
Каждый пассажир должен иметь свою карточку. Ее обязательно необходимо каждый раз при поездке валидировать, приложив к турникету или валидатору. Срок годности карточки – 1 год.
При выбранной системе проезда – поездками, следует знать, что поездка действует один час с момента валидации. То есть, при необходимости можно делать пересадки (даже на другой вид транспорта) в течение этого времени без дополнительной оплаты. Мы воспользовались этим, когда поехали на трамвае в Белем за их легендарными пирожными и обратно вернулись по той же поездке.
Можно также приобрести проездной на сутки. Например, 24-часовое катание на метро, автобусах, трамваях и фуникулерах Carris обойдется в 6,40€.
Любая карточка начинает действовать не с момента покупки, а с момента активации – с первой поездки.
Метро в Лиссабоне представлено четырьмя ветками: красная, зелёная, жёлтая и синяя. Работает с 6.30 до 1.00.
Провоз багажа и велосипедов бесплатный.
Названия станций метро, которые пригодятся:
Aeroporto: рядом аэропорт Лиссабона;
CaisdoSodré: отсюда отправляются электрички в Кашкайш и Эшторил, трамвай в Белем и паромы к статуе Христа;
Rossio и Restuaradores: ж/дстанция Rossio и одноименная площадь. Отсюда отправляются электрички в Синтру;
Jardim Zoológico: здесь зоопарк и автобусная станция SeteRios с международными автобусами;
Santa Apolónia: здесь ж/д вокзал SantaApolónia. Отсюда отправляются поезда в Испанию и Порту;
Oriente: здесь ж/д вокзал и автобусная станция, торговый центр Vasco da Gama, Парк Наций и Океанариум.
Кафедральный собор в Лиссабоне
Первая достопримечательность, которую мы пошли смотреть, находилась совсем рядом от нашего хостела и станции метро Baixa Chiado – Кафедральный собор или Се (Largo da Se). Название происходит от латинского и означает «резиденция епископа». Его построил король Афонсу Энрикеш в 1150 году в честь освобождения Лиссабона от мавров. На этом месте ранее стоял сначала римский храм, а чуть позже мечеть – об этом свидетельствуют раскопки, проводимые в настоящее время.
Кафедральный собор поразил внушительностью, массивностью и размерами. Это строение с гигантскими, мощными стенами с двумя башнями и прекрасной розой-окном на фасаде. Он скорее напоминает крепость, чем церковное здание. Две большие колокольни имеют бойницы для стрельбы из луков. Башни также служили наблюдательными пунктами в неспокойные времена. Благодаря массивности стен собор смог пережить разрушительную силу землетрясения 1755 года, от которого сильно пострадал старинный центр Лиссабона.
Сейчас величественный Се – это смешение нескольких архитектурных стилей. Фасад здания выполнен в романском стиле с барочными орнаментами. В отделке присутствует готические элементы. Внутри средневековые надгробия, есть сокровищница. В сакристии собора хранится главная святыня храма – мощи Св. Винсенте. Этот святой жил в Испании в 4 веке, пал жертвой со стороны римских правителей.
Существует легенда о вóронах собора Се. Когда мощи Винсенте доставляли кораблем из Алграве в Лиссабон, весь его путь сопровождали два ворона. Они же и указали место, где должны покоиться мощи святого. Вороны остались жить при храме и дали потомство. Говорят, что последний ворон — потомок тех вещих птиц, — умер в 70-х годах прошлого века. Эти птицы стали символом освобождения столицы Португалии от мусульман. Их изображение можно видеть на гербе города.
Лифт Санта Жуста
Напомню о новых знакомых. Попутчица Лена, с которой мы разговаривали всю дорогу и строили планы на Португалию, хотела присоединиться к нам: ведь осматривать достопримечательности в компании много интереснее. Мы договорились встретиться у лифта Санта Жуста (Elevator de Santa Justa). Однако, в незнакомом городе ориентироваться в первый день сложно. И Лена до лифта вовремя не добралась. Так что подъемник мы исследовали снова втроем.
Главный лифт города построен в неоготическом стиле учеником Эйфеля. Изначально задумывалось возвести башню, однако отсутствие должного финансирования привело к строительству именно подъемника. И сейчас мы могли видеть этот изящную металлическую конструкцию и прокатиться на лифте, который соединяет два района Лиссабона – Байшу и Байру Алту, что и сделали. Проезд наверх и проход на смотровую по карте Lisboa бесплатны, но в любом случае пришлось простоять внушительную очередь. Но это стоило того — мы получили великолепный вид на площадь Россиу, замок Сан Жоржи и впечатляющие руины церкви Карму.
Церковь святого Роха
Можно ли было обделить вниманием один из самых древних иезуитских храмов мира? Вполне, ведь фасад здания совсем не примечательный и не дает намека, какую красоту и богатство скрывает внутри. Но Светлана-шатенка об этом удивительном памятнике истории знала. И мы не прошли мимо.
Церковь святого Роха (Igreja de Säo Roque) находится на площади Largo Trindade Coelho, недалеко от лифта Санта Жуста. Вход бесплатный. Церковь построена иезуитами в 16 веке. Внутренняя отделка осуществлялась на средства королевской семьи. В начале 18 века в португальской колонии – Бразилии – были найдены внушительные месторождения золота и алмазов. Эти богатства Жуан V инвестировал в развитие искусства и религии. Поэтому внутри храма наличествуют золотые, позолоченные, серебряные украшения, мрамор, мозаика, изразцы. На потолке — росписи с изображением сцен из Апокалипсиса. Особенно впечатляет пышное убранство капелл, выполненное в стиле барокко. При церкви есть богатая коллекция живописи, повествующая о жизни святых.
Рох является защитником от чумы, покровителем страдающих от лихорадки и кожных болезней. Он жил в начале 14 века в Монпелье. В 20-летнем возрасте остался без родителей, всё свое имущество раздал бедным и перебрался в Италию. В те времена там свирепствовала чума, а он посвятил себя помощи больным. Известны многие чудесные исцеления, совершенные им. Но в итоге и он заболел. Тогда святой отправился умирать в заброшенную хижину. Однажды туда забежала собака. Она стала приносить ему еду и зализывать раны. И случилось чудо – он выздоровел. Вернувшись на родину, он попадает в тюрьму, где после пятилетнего заключения 16 августа 1327 года умирает. Святого опознали по знаку на груди в виде креста. Португальцы его глубоко уважают и каждый год 16 августа отмечают день святого Роха.
Я люблю приходить в храмы и быть внутри какое-то время. В такие моменты вся суета остается снаружи, ничего не беспокоит и наступает спокойствие, умиротворение. Что-то вроде перезагрузки. Или по-другому, ты приходишь с какой-то тревогой или проблемой, побудешь немного в храме, и там приходит решение.
Площадь Россиу
По пути к площади Россиу, прихватив португальскую сангрию, мы натолкнулись на перекрытие дороги и толпы людей. Оказалось, что по улицам шествует полицейский парад . Главным действующим лицом был юноша на коне, его сопровождали люди в форме. Зрители всячески «подбадривали» всадника. По всему было видно, что ему предстоит сдать некий экзамен. Результат мы так и не узнали: мы и парад разошлись в разные стороны.
Площадь Россиу находится рядом со станцией метро Rossio. Официальное название – площадь Педро IV. Слово Rossio значит «большая площадь». Многие годы она была центром народных собраний и эпицентром важных событий города. Это место можно назвать самым активным, живым уголком Лиссабона. Здесь местные жители и туристы любят погулять, отдохнуть или посидеть за столиками. На площади два красивых фонтана в стиле барокко и статуя Дона Педру IV. Если посмотреть под ноги, то можно увидеть мозаичное мощение в виде знаменитых волнистых узоров. Они появились здесь в 19 веке. Над площадью возвышается Национальный театр Марии II, построенный в 1842-1846 годах. А ранее, в далеком 15 веке, здесь стоял дворец Эштауш, в котором король Педру принимал иностранных послов.
Минуя площадь, мы последовали к набережной реки Тежи, чтобы сесть на трамвай №15 и поехать в район Белем.
В Лиссабоне много мест для приятных прогулок, много открытого пространства. Можно свободно гулять вдоль набережных, дышать свежим воздухом и наслаждаться солнцем. Или взять велосипед или самокат и устроить променад. Португальцы любят расположиться на берегу реки и отдыхать. Погода и атмосфера здесь очень способствуют.
Таким же открытым и приятным для прогулок оказался район Белем.
Монастырь Жеронимуш
Не заметить археологический музей (Museu National de Arqueologia) и соседствующий с ним монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jeronimos) было нельзя. К ним вела большущая очередь. Было же воскресенье, а в этот день до 14.00 вход в основные музеи и монастыри бесплатный. Конечно, чтобы не тратить время на проход, посещение таких знаковых мест лучше начинать с самого утра. По карте Lisboa вход в монастырь был бесплатным и приоритетным – без очереди.
В 16 веке Мануэл I отдал приказ о строительстве монастыря для монахов-иеронимитов вблизи особого места, где в 1497 году поднял паруса своих каравелл Васко да Гама, отправляясь в Индию. Первый камень был заложен в 1502 году. Строительство велось почти семьдесят лет под руководством нескольких архитекторов. В украшении монастыря принимал участие французский скульптор Никола де Шантерен, который привнес элементы итальянского ренессанса в виде медальонов и химер. И результат произвел сенсацию среди современников. Монастырь Жеронимуш в настоящее время, пожалуй, самый величественный памятник Лиссабона в стиле мануэлино, находится под охраной ЮНЕСКО.
Мануэлино (Manuelino) – стиль в истории Португалии 15-16 вв. Назван в честь короля Мануэля I (1495-1521). Он возник тогда, когда Португалия была в своем расцвете и могуществе. В мануэлино соединяются элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса. В нем проявилось даже влияние индийского искусства.
В Жеронимуш находятся гробницы королей и принцев, потомков Мануэля I , их жен и мореплавателя Васко да Гамы. Во внутреннем дворике – клуатре – во всей красе представлено португальское искусство резьбы по камню. Я бы никогда не подумала, что эти воздушные, парящие элементы убранства могут быть сделаны вручную, из твердого материала и так искусно. Эти кружевные арочки с «хрупкими» колоннами создают ощущение сказочности. Здесь когда-то монахи занимались чтением, медитацией и молились.
Трапезная монастыря поражает своими размерами. Она украшена замечательной плиткой азулежу 18 века, изображающей сцены из Старого и Ветхого завета.
Азулежу (azulejo) – португальские изразцы. Это традиционная глиняная плитка с росписью, обожженная, глазурованная. Чаще всего квадратной формы, размером 14х14 см. Была принесена в Португалию арабами. В Лиссабоне c 1960 года открыт музей азулежу (Museu Nacional do Azulejo), где можно подробно узнать об истории появления, изготовлении и применении керамики в Португалии.
Памятник первооткрывателям
Одухотворенные историей и красотой монастыря Жеронимуш мы отправились гулять дальше. Идя вдоль набережной, достигли памятника первооткрывателям (Padrăo dos Descubrimentos). Открытие памятника было торжественным и приурочено к всемирной выставке в Португалии в 1940 году, но в феврале 1941 г. монумент был разрушен циклоном, поразившим Лиссабон. Поэтому мы теперь можем видеть лишь его копию. Статуя Генриха Мореплавателя, держащего в руках модель каравеллы, венчает памятник, который выполнен также в форме корабля. Следом за инфантом следуют картографы, астрономы, судостроители, математики, капитаны, штурманы, миссионеры – те люди, которые принимали участие в эпопее Великих географических открытий. Внутри есть выставочный зал и смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на город и реку Тежу. Вход платный.
Башня Белем
Чуть дальше по набережной находится символ Лиссабона – башня Белем (Torre de Belém). Была очередь, но мы практически не стояли – у нас в планах было еще много мест на сегодняшний день. Обычный билет стоил 6€, по карте Lisboa – бесплатно.
Башня была построена в 16 веке при Мануэле I в честь успешного возвращения экспедиции Васко да Гамы. Здесь снова присутствует позднеготический стиль мануэлино. Это выражено в обилии и красоте отделки помещений внутри и фасадов снаружи. Присутствуют и необычные детали. Например, неожиданно появляется изображение носорога. Казалось бы – прихоть мастера-художника, а, оказывается, нет – отражение реального исторического события: в 1514 году король Мануэл I получил подарок от индийского султана Гуджерата в виде огромного носорога в 2 тонны весом.
Первоначально башня служила маяком для подплывающих судов. Затем в ней размещалась тюрьма, а позже – оружейный склад. Сейчас башня Белем занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
При отсутствии карты Lisboa, можно подумать, стоит ли посещать сторожевую башню или нет: внутри достаточно просто, любоваться можно только декором стен и смотровой площадкой.
Национальный дворец Ажуда
В королевский дворец Ажуда (Palacio Nacional da Ajuda) мы попали где-то около четырех часов. Обычный билет стоит 5€. По карте Lisboa – бесплатно. В это время уже практически не было посетителей. Так что мы разгуливали по залам, как нам хотелось.
И вот что повествует история об этом месте.
Вскоре после страшного землетрясения 1755 года, которое разрушило стоявший здесь королевский дворец 15-16 вв., началось строительство нового, в стиле позднего барокко. Однако из-за недостатка средств, его достроили только к 1802 году уже в стиле классицизма. С 1861 года является постоянным местом проживания королевской семьи. В одном из залов мы, похоже, встретили двух членов королевской семьи в нарядной одежде, которые скрылись в одной из комнат, не доступных для посещения. Бежать с фотоаппаратом за ними, конечно, было неудобно.
Здесь два этажа. На первом – опочивальни монархов, на втором – залы для приемов гостей и балов. В интерьерах дворца можно увидеть ювелирные изделия, предметы из стекла и фарфора, живопись, скульптуру, мебельные группы и гобелены – убранство «успешных» времен королевства в 1700-е гг. Богато, красиво и торжественно, что даже возникло желание принять участие в одном из праздничных мероприятий, которые здесь проходят.
Замок Святого Георгия
В Лиссабоне осталось еще одно уникальное место, которое мы безотлагательно хотели увидеть. Именно здесь много лет назад начал свою историю Лиссабон — замок Святого Георгия (Castelo deSăo Jorge).
Это внушительное сооружение располагается в старейшем районе Алфаме, на одном из семи холмов города. Добраться можно на трамвае 12 или 28. Что мы и сделали вначале, но соблазнившись красивым видом из окна, вышли раньше и остальной путь уже проделали пешком, поднимаясь по симпатичным извилистым улочкам.
Входной билет на территорию замка с Lisboa card обошелся в 8,5€. (Обычная цена 10€). Кстати, очень правильно, что сюда мы пришли с самого утра – прошли без очереди.
На месте нынешнего замка крепость была еще до нашей эры – расположение было очень удобным. В 12 веке уже после изгнания мавров, здесь была резиденция португальских королей. Ну а позже – театр, тюрьма, арсенал. Большие разрушения постройки получили во время землетрясения 1755 года.
Крепость состоит из трех частей: Каштележу (старый замок), цитадель и дворец Алкасова. Внутри, правда, мало что осталось. Можно зайти в информационный центр, где работает мультимедийная выставка, повествующая о Лиссабоне 16 века. А в башне Улисса (Torre de Ulisses) мы посетили Cămera Escura. Здесь в течение 20 минут экскурсовод проецирует современные виды Лиссабона и рассказывает на английском или португальском языке об особенностях города. Есть также археологический музей – но, совсем небольшой.
В замке прекрасная возможность беспрепятственно гулять по крепостным стенам – защищающих или ограждающих перил вообще нет. Правда и хороший ветерок здесь гуляет. Но это стоит того — виды на Лиссабон с этих высот открываются чарующие. Доставит удовольствие и прогулка по парку, в котором растут не только экзотические растения и фруктовые деревья, но и вальяжно прогуливаются сверхважные павлины. Хорошее место для релакса, фотосессий и панорамных снимков.
Автор: Ольга Бабицкая / 30.03.2019