Кем на самом деле была мать Леонардо, принадлежит ли ей улыбка Моны Лизы?

Книга «Улыбка Катерины», написанная историком Карло Вечче, вызвала волну интереса и удивления. В ней затрагивается тема того, что мать Леонардо да Винчи была не итальянка, а черкешенка-рабыня, попавшая в Италию с Кавказа.
Карло Вечче является одним из самых авторитетных биографов и исследователей Леонардо, документы, на которых основан роман, в том числе данные о Катерине, считаются подлинными.

Катерина-Леонардо-да-Винчи

Для историков Кемпа и Палланти матерью Леонардо да Винчи была арабская рабыня, но достоверных подтверждений этому нет.

Карло Вечче нашел в Государственном архиве Флоренции неопубликованный документ, по которому можно установить личность матери да Винчи. Это акт, который дарует свободу черкеской рабыне через 6 месяцев после рождения Леонардо, который приходится на 15 апреля.
В Черкесии Катерина могла быть знатной женщиной, позже попавшей в рабство и отправленной во Флоренцию. Здесь её купил некий Донато ди Филиппо ди Сальвестро Нати, который одолжил женщину Пьетро Липпи в качестве сиделки. Но высокая цена, которую Липпи платил ежегодно (18 флоринов), говорит о том, что Катерина, возможно, была рабыней для сексуальных удовольствий.
Всего у женщины родилось 6 детей, но неизвестно, все ли они были от Пьетро. С Леонардо Катерина воссоединилась в старости, в период его работы при дворе Людовико Моро в Милане.

В бумагах Леонардо, действительно, были найдены расходы на её похороны, которые случились в 1494 году. По тем временам это были дорогие похороны, 120 монет, которые предполагают искреннюю и глубокую родственную привязанность.

На страницах романа Вечче также выдвигает гипотезу о прямом влиянии фигуры матери на искусство Леонардо.

Вероятно, именно её рассказы о Черкесии побудили ди Винчи написать в «Благовещение» кавказские пейзажи. Картина была создана в монастыре Сан-Бартоломео-ди-Монте-Оливето, которому после своей смерти первый хозяин Катерины, Донато, оставил огромное состояние.

В Милане Катерина похоронена в церкви Сан-Франческо-Гранде, для которой художник пишет «Богоматерь в скалах».

Вечче также предполагает, что женские лица на картинах Леонардо могли быть написаны с мыслью о его матери, по крайней мере, в некоторых случаях. Среди них знаменитая «Джоконда».