12-тысячелетняя женщина, найденная в Мардине, может быть шаманкой

Женщина, похороненная вместе с различными дикими животными, могла играть важную духовную роль.
Женщина, похороненная примерно 12 тысяч лет назад в верховьях реки Тигр, могла быть шаманом и иметь духовную связь с дикими зверями. Такое предположение было сделано в статье, опубликованной в журнале L’Anthropologie.

шаманка. Мардин. Турция
Обнаруженное в Чемка Хойюк необычное захоронение археологи отнесли к периоду докерамического неолита А, т.е. между 10 000 и 8 800 гг. до н.э., незадолго до развития сельского хозяйства. В то время люди были охотниками-собирателями, а гончарное дело еще не было изобретено.
Однако в тот период уже были основаны поселения в Гёбеклитепе, расположенном в 240 км на запад от Чемка Хойюка, и Иерихон в Палестине.
Чемка Хойюк означает «курган у воды», он расположен на юго-востоке Турции, в Мардине, в ильче Даргечит, в поселении Илису недалеко от плотины.

Необычное захоронение

Захоронение женщины 25-30 лет, умершей по естественным причинам, расположено в поселение Чемка под полом сырцового дома. Рядом под другими постройками покоятся останки еще 14 человек. Хоронить умерших людей под полом домов было распространенной практикой в переходный период человечества, однако археологов удивило то, что могила женщины была накрыта большой известняковой глыбой. Это было не типично для того времени.
Но еще больший сюрприз ждал археологов, когда они раскопали захоронение: на теле женщины лежал череп дикого тура, челюсти которого были отделены и положены к ногам. Кроме этого, могильной яме находились крылья куропатки, ноги куницы и останки овцы или козы.
Эргюль Кодаш, археолог и ведущий автор исследования Университета Артуклу в Мардине, считает, что эти звери были дикими, потому что речь идет о период предшествующим одомашниванию животных.

Ранние ритуалы

Английский археолог Кэтлин Кеньон, проводившая раскопки в Иерихоне в 1950-е гг., описала период докерамического неолита А, как простое общество, в котором люди занимались охотой и собирательством. Но позже археологи осознали, что период был достаточно запутанным, о чем свидетельствуют передовые инструменты и сложные поселения.
Например, в Гёбеклитепе руины докерамического неолита А содержат монументальные колоны, искусную резьбу с изображением львов, быков и лис, а также сложную планировку поселения.
Исследования Кодаша и его коллег, опубликованные в журнале Antiquity, описывают украшения из поселения Бонджуклу Тарла, датируемое периодом докерамического неолита А, расположенного в 1 км от Чемка Хойюк, также там была найдена возможно старейшая в мире канализационная система.
Ученые, занимавшиеся исследованием необычного захоронения женщины в Чемка Хойюк, что она была своего рода шаманкой, которая имела связь с духами животных.
Однако они допускают мысль, что звери имели метафорическое значение. Например, крылья птицы обеспечивали возможность летать, как птица. Или предполагалось пиршество на время захоронения, также подобная практика могла быть каким-либо ритуалом.

Шаманизм в период неолита

Специалист по периоду докерамического неолита А археолог из Оксфордского университета Билл Финлейсон говорит, что термин «шаман», означающий духовную практику, появился в XVIII веке в Сибири, и, возможно, не может полностью описать роль «шаманки» из Чемке Хойюк.
Однако захоронения того же периода в пещере Халазон Тачит в Израиле похожи на могилу из Мардина, и они известны, как захоронения шамана или колдуна. В них в могильной яме вместе с женщиной лежала дюжина черепашьих панцирей, отрубленная человеческая ступня, бедра леопарда и крыло беркута.

Новая Эра

Археолог Стив Матен из Университета Рединга говорит, что люди, жившие в период докерамического неолита А, испытывали большие социальные и экологические изменения, поэтому увеличилась важность общения с невидимыми силами.
Образ жизни менялся, становился оседлым, начинали выращивать растения, пасти скот, появлялись новые приспособления. Поэтому усилилось ощущение неопределенности и недоверия, следовательно, люди чувствовали потребность в шаманах.