Речное путешествие с «Мостурфлотом»

Значение слова «круиз» известно многим, и чаще всего ассоциируется с морскими путешествиями на океанских лайнерах. Но при этом люди забывают, что уйти в круиз можно как на поезде, так и на теплоходе по рекам. Вот о последнем способе передвижении, точнее отдыха, пойдет речь в этой статье.

Речные круизы Мостурфлот

Во времена Советского Союза отправиться в отпуск на теплоходе было обыденным явлением, тем более свои пароходства были во многих больших городах, а за состоянием пристаней всегда следили с особым вниманием, потому что речные артерии входили в стратегическую систему перемещения грузов по стране, а речные суда являлись одними из важнейших транспортных средств. Главными речными пароходствами считались Московское, Волжское, Северо-Западное, Камское, Донское и Окское. Силуэты белоснежных речных кораблей не раз использовались в советском кинематографе, и самыми запоминающимися стали комедия Григория Александрова «Волга-Волга», драма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» и экранизации шедевра Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Также с речными круизами ассоциируется телевизионная комедия «Трое в лодке, не считая собаки» в главной роли с Андреем Мироновым, Михаилом Державиным и Александром Державина, но все-таки последнее путешествие героев Джерома К. Джерома относится к бюджетным и самостоятельным турам.

Развал Советского Союза по-разному сказался на многих сферах экономики и жизнедеятельности людей, не обошел стороной и речные перевозки. Кто-то смог, скупая теплоходы обанкротившихся судоходств, создать успешные предприятия, какие-то пароходства, наоборот, функционируют только на бумаге.

В настоящее время самым известным считается Московское речное пароходство, история которого началась в 1857 году, когда житель города Касимова Геннадий Львов зарегистрировал Пароходство для осуществления грузоперевозок по рекам Волга, Ока и Москва. Он решил, что перевозить грузы из Нижнего Новгорода в Москву будет рентабельно по воде, при этом часть пути нужно было проходить волоком. Было приобретено судно, и первые регулярные рейсы новой компании из Москвы начались в 1858 году. Через 10 лет компания разрослась до 12 судов, которые строились на верфях Нижнего Новгорода. Основными грузами были зерно, металл и ткани, но также осуществлялись перевозки людей. Чаще всего, из Москвы суда уходили пустыми. После революции Московское пароходство осталось в реестре московских предприятий.

Калязин

Важнейшим этапом для компании стало строительство канала Москва-Волга, позволившее ввести в эксплуатацию теплоходы повышенного тоннажа, а суда предприятия стали одними из первых, кто прошел по его руслу. В это же время было организовано пароходство «Москва-Волга канал». Свое настоящее название компания получила в 1954 году, когда было принято решение об объединении «Московско-Окского управления речного пароходства» и пароходства «Москва-Волга канал». Организация стремительно развивалась, в какой-то период более 30 теплоходов перевозили в год около миллиона человек. Речь идет не о привычных сейчас круизах, а водном виде транспорта, когда пассажир приобретал билет из Москвы до определенного города, и ему предоставлялось место в каюте без питания. Новым этапом в пассажирских перевозках стали теплоходы, построенные на верфях братских социалистических республик. Сначала поступили двухпалубники 305 проекта из Венгрии, потом советский речной флот пополнился судами из ГДР и Чехословацкой республики. Сегодня многие из этих теплоходов находятся в эксплуатации, и составляют основу российского речного флота.

Речные круизы Мостурфлот

В 90-е годы Московское речное пароходство прошло процедуру акционирования, и сегодня компания занимается как грузовыми перевозками, так и пассажирскими. В советское время не существовало частных турагентств, но были районные «Бюро путешествий» и городские советы по туризму. Московский совет по туризму и экскурсиям арендовал у Московского пароходства суда, на которых организовывались туры. Но в какой-то момент руководители пароходства решили взять все в свои руки, создав агентство «Мостурфлот». Их эмблемы отличаются от логотипа материнской компании лишь корабликом, который дополняет картинку круизной компании. На «Мостурфлот» возложена обязанность организации речных туров, и в активе компании 14 комфортабельных судов. В Московском речном пароходстве не скрывают, что «Мостурфлот» является визитной карточкой организации, хотя основной доход приносят перевозки песка, щебня и нефтепродуктов. Прибыль от речных круизов не превышает 5%, что в среднем соответствует маржи всего туристического бизнеса. За состоянием и ремонтом судов, а также за технической стороной теплохода во время путешествий следят соответствующие структуры Московского речного пароходства, а в обязанности «Мостурфлота» входит работа с туристами и заполнение круизов. Это вся экскурсионная программа, жизнь туристов на борту корабля, его досуг и питание.

Нижний Новгород

Кажется, что только недавно был создан «Мостурфлот», но он уже отметил 20-е своей деятельности. За этот период произошли существенные изменения, причем, только в лучшую сторону. Совершенно другими стали сами теплоходы, они сейчас намного комфортабельнее, чем во времена СССР. Понятно, что пойти в круиз становится несколько дороже, поэтому речники потеряли часть потенциальных туристов, кто раньше покупал путевки из-за их доступности. Да, удобства были на «этаже» и питание более скудным, но уклад советских людей и не подразумевал каких-то бытовых излишеств. Сейчас люди привыкли жить в более комфортных условиях, как минимум в трехзвездочном отеле. Компании «Речного альянса» (включая «Мостурфлот»), приняв единый стандарт для своих теплоходов, создали все условия приятного времяпровождения пассажиров на борту.

Сейчас речные круизы можно рассматривать как движение отеля по водные артериям. «Мир вращается вокруг теплохода и его пассажиров» – такой девиз лучше всего подходит для путешествий на комфортабельных суднах по рекам. Все старые корабли советской постройки сейчас либо полностью, либо частично реконструировали, поэтому находиться на борту очень приятно.

Закрытая палуба

Теплоходы по качеству сервиса можно разделить на несколько групп, но самых комфортабельных пока всего только три, и два находятся в реестре «Мостурфлота» — «Княжна Виктория» и « Александр Грин». Совсем скоро к ним присоединится первый российский теплоход класса река-море «Петр Великий», строительство которого завершается на астраханской верфи в 2019 году. Это будет не только прорывом в речных круизах, сделав навигацию круглогодичной, но и станет повод показать, что речные пассажирские перевозки развиваются, ведь последний теплоход поступил в эксплуатацию в 1992 году.

Почти все самые продвинутые теплоходы законтрактованы иностранными фирмами, и катают иностранных туристов в основном по одному маршруту: Москва – Санкт-Петербург. В продолжение навигации 2018 года из первой тройки речных лайнеров российскому туристу предлагают путевки лишь на «Княжну Викторию». Но и этот теплоход некоторое время будет обслуживать исключительно иноземцем.

За последние двадцать лет не только выросло качество обслуживание на кораблях, но и поменялась в лучшую сторону инфраструктура экскурсионной программы, включая реконструкцию пристаней и замену автобусного парка. Но количества причалов и их размеры пока явно не достаточны для составления оптимального расписания экскурсионной программы. В тоже время интерес путешественников к речным прогулкам растет, и возникает ситуация, когда сокращается пребывание туриста на берегу, или вообще не включают какой-то туристический объект в данный круиз. Наверное, только Углич имеет два причала, и в старинный русский город всегда заходят круизные теплоходы. Наоборот, в Валааме всего один причал, а место пользуется бешеной популярностью, поэтому команде теплохода разрешается только высадить туристов, а самому встать на рейде. Кажется, ничего страшного не произошло, но у пассажиров сразу возникает тысяча житейских неудобств или даже проблем.

Речные круизы Мостурфлот

Хочется отметить, что и города, которые посещают туристы, также похорошели и получили приятный взору вид, сохранив самобытную атмосферу. Стали разнообразней экскурсионные программы, на это повлияло не только креативность туристической бригады оператора круизов, но и открытие в регионах новых интересных и познавательных музеев. Не все положительно относятся к раздроблению туристических направлений, считая, что такой выбор ущемляет права туристов, не позволяя им увидеть все достопримечательности сразу. Но представители круизных компаний, аргументируя многообразие экскурсий, говорят, что у разных возрастных категорий свои интересы и запросы, а люди ходят в речные туры ни один раз, причем часто по одним и тем же маршрутам, и им хочется получить новых впечатлений. Кроме этого, на теплоходе всегда присутствуют люди преклонного возраста и родители с малолетними детьми, которые вряд ли готовы участвовать в туристических «марафонах», добавляющие адреналина молодому поколению.

Теплоход «Княжна Виктория»

«Княжна Виктория» является теплоходом класса люкс. Он был полностью переоборудован, в ходе чего произошла замена верхней части.

Речные круизы Мостурфлот

Все каюты оборудованы централизованной системой кондиционирования, двуспальными кроватями с удобными матрасами, телевизором и телефоном, некоторые из них имеют увеличенную площадь и балкон. Для передвижения между палубами установлен лифт, который особенно ценен для пожилых людей. Кают повышенной комфортности, так называемых «люксов», совсем немного, и, несмотря на их достаточно высокую стоимость, они выкупаются в первую очередь. Но и путешествие в обычных каютах теплохода «Княжна Виктория» сопровождается комфортом и спокойствие.

Речные круизы Мостурфлот

Особое очарование придают индивидуальные балконы, которыми оборудованы многие каюты, позволяющие гостям теплохода находиться на воздухе в его личном пространстве. Некоторые пассажиры недолюбливают балкончики, аргументируя это тем, что они мешают совершать променад вокруг палубы корабля. Но, как же приятно, завернувшись в плед, рассматривать убегающие берега с бокалом вина или чашечкой кофе вприкуску с авторским печением от пекаря теплохода.

Для поддержания спортивной формы предусмотрен небольшой тренажерный зал, в который просится добавить гантельный ряд. Кстати, после зарядки можно записаться на сеанс массажа к квалифицированному специалисту или зайти в сауну.

Качество питания на борту находится на высоте, все готовится на месте, при этом совсем не используют полуфабрикаты. Все продукты загружаются в Москве, хранилищ на судне достаточно, чтобы их хватало на весь круиз. В компании скрупулезно отслеживают качество поставляемых продуктов, и они все имеют соответствующие сертификаты.
Каждый день повара предлагают разные блюда, порции большие, и всегда есть выбор для мясоедов и вегетарианцев.

Еда на корабле

Приятным бонусом становится бокал вина или пива на ужин, причем предлагаемые напитки каждый раз меняются. Работа персонала ресторана вообще оценивается на пять баллов, и эта оценка относится ко всем членам команды пищеблока, начиная от квалификации поваров, и заканчивая безупречными действиями официанток и барменов. Аналогичные слова можно сказать и о работе горничных — уборка кают осуществляется два раза в день: утром тщательно убирают жилые помещение гостей корабля, а вечером, когда пассажиры ужинают, горничные расстилают их кровати и крадут комплимент от организаторов рейса и программу следующего дня.
В последние годы стали востребованы тематические рейсы, для развлечения туристов приглашаются специалисты в разных областях, и гости соединяют полезное с приятным — отдыхая, расширяют границы своих знаний. Но если пассажир теплохода приобрел путевку на обыкновенный, рядовой рейс, все равно его развлекают специально приглашенные музыканты, а различные мастер-классы проводят исключительно опытные профессионалы, которые не позволят заскучать туристу. Надо отметить, что живой музыки, кроме «Княжны Виктории», на теплоходах «Мостурфлота» больше нигде нет. Душой любого путешествия становится директор круиза, возглавляющий турбригаду и отвечающий за экскурсионную программу. Именно этот человек на протяжении всего путешествия взаимодействует с туристами, и часто харизма директора круиза становится поводом приобрести путевки на тот или иной теплоход.

Развлечения во время круизов

Круиз как образ жизни

Со стороны кажется, что людям на корабле скучно, и они от безделья слоняются с палубы на палубу, проклиная тот день, когда им посоветовали приобрести путевку на круиз. Но это совершенно не так, в какой-то момент пассажир начинает понимать, что его планы почитать в тишине книгу, рушатся, и он не может продвинуться дальше второй странице. Такие метаморфозы с туристами происходят из-за насыщенного графика экскурсий, познавательных лекций или музыкальных вечеров.

— Я люблю путешествовать на теплоходах, — рассказывает постоянный участник речных круизов Людмила Андреевна, — для меня это лучший вид отдыха и оптимальное времяпровождение. Садишься на теплоход, и даже не успели отплыть от Москвы, а тебя уже покидают все проблемы и неприятности. Когда начинается плавание, сложно словами передать эйфорическое состояние, в котором пребываешь все дни круиза. Мне 72 года, и меня уже заграница с ее прелестями не привлекает, мне не нужны юга, а хочется видеть Россию как она есть. Я очень люблю маленькие города – Калязин, Муром, Касимов, Павлов или Мышкин. Здесь живут простые, не задерганные люди, которые никуда не торопятся, общение с которыми для меня как бальзам на душу.

Верхняя палуба

Но в любом случае, речные круизы можно охарактеризовать словом slow life — образ спокойной и размеренной жизни. Пассажиру не нужно ни куда спешить, не надо ни о чем думать, все его бытовые заботы во время путешествия ложатся «на плечи» коллектива круизной компании, туристу остается только расслабляться и отдыхать.

— В каюте есть все удобства, — продолжает Людмила Андреевна, — а вышел из каюты, и оказываешься на свежем воздухе, начинаешь его впитывать в себя полной грудью, но не можешь никак надышаться. И не нужно специально одеваться, и куда-то идти. Потом наступает час, когда можешь в спокойной обстановке, за чашкой чая, почитать любимую книжку. Нам всем не хватает общения, и с возрастом это становится только ощутимее. А на корабле часто собираются приятные во всех отношения люди, с которыми хочется просто поболтать.

О безопасности

Несколько слов о безопасности пассажиров теплоходов, тем более, когда заходит разговор о речных круизах, сразу вспоминаешь трагедию с «Булгарией». На теплоходах «Речного альянса» безопасности уделяют особое внимание, не экономя на индивидуальных и коллективных средствах спасения. Расходы на безопасность в «Мостурфлоте» очень большие: для каждого человека, находящегося на борту, предусмотрен спасательный жилет, который имеет сертификат и срок эксплуатации. Каждая шлюпка, несмотря на то, что ее не используют, ежегодно проходит обязательную проверку, и комиссия выдает право на эксплуатацию судна. Контролирующие органы проводят столько различных инспекций, что какая-то дополнительная проверка после какого-то ЧП даже не чувствуется.

Речные круизы Мостурфлот

Автор: Павел Попков