Директор круиза. Следовать мечте

Главным человеком на корабле является капитан, но и директор круиза играет важную роль. На теплоходе «Николай Карамзин» навигацию 2019 года в этой должности отработал Константин Бабицин. Мы поинтересовались о сложностях во время рейса, курьезных случая и проблемах, которые приходится решать.

Мостурфлот. Константин Бабицын

— Расскажи о своем опыте работы в должности директора круиза?

— Сейчас заканчивается мой второй сезон в должности директора круиза. До этого я трудился в пятизвездочном отеле Екатеринбурга, начинал с мойщика посуды и дорос до дежурного менеджера, когда меня пригласили в компанию «Мостурфлот». Я на собственном опыте знаком с устройством гостиничного бизнеса, а работа на корабле и менеджером отеля имеют много общего – организация питания, решение конфликтных ситуаций и общение с гостями, контроль горничных и рецепции.

— Но директор круиза занимается только административной работой?

— Нет, конечно. В наши обязанности входит создание комфортной обстановки и атмосферы на корабле, зачастую приходится самому участвовать в музыкальных представлениях. Но это мне нравится, я всегда занимался самодеятельностью, вокальная и хореографическая подготовки стали подспорьем на новом месте работы.

Мостурфлот. Константин Бабицын

— Как прошел твой первый сезон в качестве директора круиза?

— Это был тяжёлый год, особенно первый рейс. Я начал на теплоходе «Сергей Образцов», который ходит по Оке, а она считается далеко не простой для навигации рекой. Для меня всё было новым и волнительным. Было сложно понять, где нос у корабля, а где корма. Пришлось самостоятельно разбираться со всеми аспектами, начиная с поиска месторасположения кулера, и заканчивая работой прачечной и ресторана. Чтобы вникнуть во все нюансы, понадобилось время, но потом все пошло по накатанному.

— Навигация длится всего пять месяцев. Чем ты занимаешься оставшееся время?

— Я уезжаю в Екатеринбург. Конечно, прежнее место работы уже занято, и приходится заново заниматься поиском, что является самой большой проблемой. Мы называем это «перезимовать», в прошлую зиму я зимовал в кемпинге, но в этот период низкий поток гостей, мало и обслуживающего персонала, нам приходилось заниматься абсолютно всем.
В конце сентября закончится этот сезон, а первый рейс навигации 2020 планируется на майские праздники. Я уже подписал контракт на будущий сезон, и всем туристам говорю, что встретимся летом следующее года.

— О каких курьёзных случаях ты можешь рассказать?

— Мы всегда просим гостей после экскурсий сдавать посадочные талоны. Это позволяет контролировать пассажиров, чтобы никто не остался на берегу. На Валааме нет возможности причалить прямо к острову, и гостей на сушу перевозят небольшими «Метеорами». В тот раз мы стояли вторым бортом с «Лунной Сонатой». Во время возвращения гостей на борт возникла небольшая неразбериха, один из пассажиров решил, что ему необходима фирменная кепка соседнего теплохода, и отправился за обновкой. Но к этому моменту он уже сдал свой посадочный талон, мы были уверены, что все вернулись с экскурсии и готовятся к отплытию. Мы сообщили в рубку о наличии всех гостей на борту, теплоход отчалил, а неугомонный пассажир в новом головном уборе остался на «Лунной Сонате». Хорошо, что одновременно с нами в Санкт-Петербург шел мостурфлотовский «Леонид Красин», мы связались с коллегами, они подобрали нашего «потеряшку», и на следующий день нам его обратно передали. Поэтому очень важно соблюдать установленный порядок.

Мостурфлот

— Какие круизы самые сложные?

— В конце августа больше путешествуют люди преклонного возраста. Такие рейсы достаточно спокойные, потому что наши пенсионеры ходят в круизы не первый год и всё знают. Но бывает, что в одном рейсе оказывается более пятидесяти детей. Родители почему-то считают, что они должны отдыхать, а их отпрысками будут заниматься другие люди. Но я всегда подчеркиваю, что мы гарантируем только хорошее настроение, а за безопасность подрастающего поколения отвечают сами родители. Случается, что на вечерние мероприятия с ограничением возраста некоторые беспечные родители тащат малолеток, что совершено недопустимо.

— Есть ли возможность в жаркую погоду сделать дополнительные стоянки для купания?

Нет, этого делать нельзя ни при каких условиях. Во-первых, любая незапланированная остановка требует согласования. За использования причала взимается определенная плата, и «Мостурфлот» вряд ли согласиться оплачивать чью-то блаж. Во-вторых, необходимо придерживаться графика прохождения шлюзов. Но мы знаем, где в каждом городе находятся хорошие пляжи, и мы всегда нашим гостям подскажем, где комфортнее всего искупаться и позагорать.

— Есть ли у директоров круиза какие-то суеверия или традиции?

— У нас не принято говорить слово «последний», а только крайний. Например, крайний рейс или крайний день. Лично я разговариваю с теплоходом. Кстати, и наш капитан общается с кораблем. Уходить в рейс в дождливую погоду считается хорошей приметой – он пройдет без происшествий и конфликтов.

— Кто находится в твоем подчинении?

— Я руковожу аниматорами и горничными. Экипаж подчиняется капитану, но я могу без проблем зайти в рубку. А с управляющим ресторана у нас существуют разграничения – Ирина Юрьевна занимается всей кухней, но я могу обращать ее внимание на недостатки. Например, что суп подали недостаточно горячим или были нарекания пассажиров на какое-то определенное блюдо.

Мостурфлот.

— Есть ли карьерный рост у директора круиза?

— Если говорить о работе на теплоходах, то это максимальная планка. Чтобы дальше расти, нужно переходить в офис. Например, Никита Егоров, который в недавнем прошлом был директором круиза на «Николае Карамзине», сейчас является куратором нашего теплохода, занимается организацией культурной программы и всем, что нужно во время рейса. Он нас не бросает, частенько навещает, и даже в этом сезоне ходил с нами в рейсы, чтобы понаблюдать за нашей работой.

— На каком корабле тебе было бы интересно поработать?

— Атмосфера на всех теплоходах разная. Многое зависит от цены на данный круиз, в зависимости от нее формируется контингент. В нашей компании есть два «винтажных» теплохода «Сергей Образцов» и «Иван Крылов», один из которых двухпалубный, другой трехпалубный, а наш «Николай Карамзин» считается более высокого уровня. Но цены вирируются, поэтому может быть, что стоимость какого-то круиза на «Николае Карамзине» окажется ниже, чем на аналогичный маршрут на «Крылове». Но самые комфортабельные – «Александр Грин» и «Княжна Виктория». Несмотря на то, что часто их фрахтуют для иностранных туристов, можно на какие-то рейсы приобрести путевки и россиянам. В этом году я посетил «Александра Грина», мне все понравилось, но я бы не смог там работать. Там абсолютно другой контингент, которому не интересны мероприятия, проводимые на теплоходе. Собрать гостей «Александра Грина» или «Княжны Виктории» на концерт с приглашенными артистами может быть еще как-то удастся, но вытащить их потанцевать вряд ли получится.
Наш рейс считается очень спокойным, потому что большинство пассажиров пенсионеры. Но это очень активные люди, многие из них ходят на зарядку и посещают различные мероприятия, и это здорово!

— Какие наиболее частые претензии высказывают гости?

— Больше всего слышу нареканий на питание. Но директор ресторана во время знакомства с пассажирами всегда говорит, что если кого-то что-то не устраивает, нужно сразу обратиться к администратору. Гости сами заранее выбирают себе еду из нескольких предложенных блюд, они видят, чем их на следующий день собираются кормить. Если их не устраивает гарнир к рыбе или к мясу, то можно попросить заменить. Например, бефстроганов с перловкой для многих оказывается несколько странным сочетанием. Но нам меню спускают сверху, и мы вынуждены его придерживаться. Если кто-то не желает питаться перловкой, то можно ее зачеркнуть, и написать рис или картофель. Но многие просто не знают об этом! В добавке гостям никогда не откажут, потому что готовим всегда с некоторым запасом. Мы заинтересованы, чтобы люди выходили из ресторана сытыми и довольными. Также можно попросить дополнительную подушку, теплый плед, укутавшись в который, очень приятно находиться на палубе, или зонтик для экскурсии в дождливую погоду.

— Кроме питания, какие еще возникают спорные ситуации?

— Случается, что люди жалуются проблемы с сантехникой. Как не старается наш капитан выровнять судно по горизонтали, остается небольшой крен, из-за чего плохо уходит вода из душа. Сильнее такой эффект проявляется на стоянках. Многих интересует вопрос: не загрязняем ли мы реку фекалиями? Конечно, нет, потому что все отходы жизнедеятельности человека скапливается в фекальном баке, который периодически откачивается специальными службами.
Есть нарекания на маленькое пространство санузла, а также, что душ совмещен с туалетом. Я согласен, что отгораживаться шторкой не самый лучший вариант, но сделать помещение больше можно только за счет каюты.
Несмотря на частые ремонты, многие элементы интерьера сохранились со времен постройки теплохода. Судно постоянно проходит регламентные работы – этой зимой планируется капитальный ремонт двигателя, а через год «Николай Карамзин» встает в док для осмотра днища корабля.
Если что-то сломается во время движения, на теплоходе есть необходимый запас для текущего ремонта. При более сложных случаях сразу приедут специалисты из Москвы.

Мостурфлот

— Если в ночное время случается какая-то поломка в каюте, к кому нужно обращаться?

— На рецепции круглосуточно присутствует кто-то из членов команды. Мы за этим внимательно следим. В каютах есть телефоны с указанием номеров. Но все пассажиры могут позвонить на мой сотовый. Правда, иногда на маршруте пропадает сотовая связь, особенно когда судно идет по водохранилищу или по Ладожскому озеру.

— Какой по продолжительности рейс считается наиболее оптимальным?

— Большинство пассажиров после семидневного круиза подчеркивают, что недели маловато для полноценного отдыха, за столь короткий срок не успеваешь до конца насладиться речным путешествием. Компания «Мостурфлот» предлагает туры из Москвы до Санкт-Петербурга, рассчитанные на полмесяца. На следующий год запланирована двухнедельная поездка в Пермь, но самым моим любимым маршрутом является Москва-Астрахань-Москва, который я рекомендую всем друзьям. Теплоход идет 20 дней, но можно купить тур до Астрахани или даже до Казани. Во время продолжительной поездки коллектив сплачивается, и в конце все гости выступают как одна большая семья, а мы успеваем изучить все привычки и предпочтения пассажиров.

Авторы: Анна&Павел