Навигация 2020

В преддверии речной навигации 2020 мы поинтересовались у заместителя генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот» Светланы Гончаровой о новинках сезона, о ценообразовании и распространенных мифах, которые не всегда оказываются верными.

«Мостурфлот» Светлана Гончарова
— Как малоснежная зима скажется на новом круизном сезоне?

— Мы беспокоимся об этом, но пока трудно что-то предсказывать, потому что иногда вода ведет себя не логично: случается, нет дождей, а воды много, или наоборот. На данный момент прогнозировать рано, решения будем принимать ближе к открытию навигации. Нас больше беспокоит река Ока, по которой курсирует теплоход «Сергей Образцов», но в летний период не будет длинных круизов, а у 3-4 дневных рейсов маленькая глубина продаж, поэтому поменять маршрут не составит никаких трудностей ни для туристов, ни для нас. По статистике, даже в проблемные года, до начала июля воды достаточно, чтобы теплоход мог пройти по Оке. В прошлом году даже во второй половине июля мы могли доходить до Рязани, сложности начинались около Мурома. В этом году мы полностью поменяли расписание, убрали все потенциально «опасные» круизы, и, если возникнет необходимость, мы внесем изменения в программу. Вообще у нас немного длинных маршрутов: два астраханских рейса, один круиз до Ростова-на-Дону и два до Перми. До Перми и Астрахани отправится теплоход «Иван Крылов», для которого пройти сложный «городецкий» участок, не составит никакого труда. Не будет проблем и у «Александра Грина», идущего на Дон. «Николай Карамзин» также идет до Астрахани и Перми, и мы надеемся, что все будет хорошо. Даже когда начинаются сложности, нам идут навстречу, и к определенным датам «накапливают» воду, чтобы пропустить теплоходы. В навигацию 2019 мы, несмотря на ограничения, не отменили ни одного рейса, будем надеяться, что и в новом сезоне все будет хорошо. Пока Городец остается самой слабой точкой на Волге, но уже выделены бюджетные деньги, и мы не сомневаемся, что все запланированные работы по углублению фарватера будут выполнены.

10 причин, почему стоит пойти в речной круиз

— Какие новинки стоит ожидать туристам «Мостурфлота» в навигации 2020?

— Новинкой навигации 2020 станет стоянка теплоходов у пристани «Крепость Орешек» на острове Шлиссельбург, находящегося рядом с Санкт-Петербургом. В прошлом году мы делали пробные остановки, эксперимент признали удачным. Для нас остров имеет большое значение, потому что на этом направлении мало мест, где можно причалить и что-то посмотреть. Два года назад была открыта пристань «Старая Ладога», которая стала интересной и актуальной стоянкой.
Открытием сезона 2019 были круизы на теплоходе «Сергей Есенин» до Великого Новгорода; в наступившем году планируется два аналогичных рейса. Туры в Великий Новгород хорошо продаются, даже несмотря на высокую стоимость путевок на камерный «Сергей Есенин». Лишь второй год этот теплоход стал обслуживать российских клиентов, а глубина продаж увеличена на 140 процентов! Теплоход «Сергей Есенин» был спроектирован австрийцами специально для прохождения по мелководным рекам, он никогда не перестраивался, и мы сохранили первоначальный дизайн.
Также в мае «Сергей Есенин» совершит две московские кругосветки по Оке: от Северного речного вокзала до Южного речного вокзала, и обратно.

— Планирует ли Мостурфлот строительство специальных теплоходов для круизов по мелководным рекам?

Другие компании занимаются подобными проектами, но у нас есть более амбициозные планы, связанные со строительством теплохода «Петра Великого» класса «река-море». На сегодняшний день для нас это самый важный и интересный проект.

— В связи с потеплением климата возможно ли говорить о продлении навигации?

— Я больше не припомню такого года, как этот, когда на протяжении двух зимних месяцев температуры остаются положительными, а один год не может быть показательным.

— Но осень радует нас продолжительным теплом уже не первый год…

— Да, но менталитет наших граждан таков, что они хотят отдыхать исключительно летом, чтобы получить гарантировано теплую погоду. У нас всегда путевки на сентябрь-октябрь продаются с сезонными скидками, и при этом теплоходы загружаются хуже, чем в другие месяцы. Так происходит всегда, невзирая на хорошую погоду и «бабье» лето. Максимальная загрузка судов наступает со второй половины июня и продолжается почти до конца августа, но из-за повышенного спроса и цены на путевки растут.

10 причин, почему стоит пойти в речной круиз
— Как происходит ценообразование?

— Почти все круизные компании выходят с продажами в июле. В прошлом году из-за резкого скачка цен на топливо был вынужденный рост цен на 15-25%. Все понимали, что повышение стоимости могло сказаться на оттоке туристов, и чтобы нашим постоянным клиентам сделать хоть какое-то финансовое послабление, скидка раннего бронирования на туры 2019 года выросла с 10 до 15 процентов. В этом году цены остались на уровне прошлогодних. В компании «Мостурфлот» практикуют гибкое динамическое ценообразование, это относится и к различным скидкам. У нас нет такого, чтобы после определенной даты обязательно все скидки уменьшаются. Наоборот, мы отталкиваемся от продаж и загрузки теплохода. Наши клиенты хорошо информированы о нашей ценовой политике. Обиды на то, что «я купил заранее путевку, а вы потом сделали скидку» не совсем справедливы, потому что есть круизы, где сейчас цены могут быть дороже даже на 20 процентов. Мы работает в обе стороны, и нет ни какой гарантии, что скидки опять появятся. При раннем бронировании клиент покупает понравившуюся каюту, причем со скидкой! Сейчас у клиента есть возможность в режиме online отслеживать загрузку, что его подхлестывает к покупке хорошо продаваемых направлений.

— Что вы делаете для постоянных клиентов?

— У нас много возвратных туристов, и мы не можем скидку постоянного клиента увеличивать до бесконечности. Она у всех едина и составляет 5%. Но у нас существуют карты лояльности – платиновая, золотая, серебренная и стандартная. Последнюю турист получает при покупке первого круиза. Карты накопительные, и при определенной сумме ее статус повышается. Каждый уровень дает определенный набор преимуществ на борту теплохода. Для обладателей платиновой, золотой и серебреных карт возможен апгрейд — переселение в каюту более высокого класса. Если у владельцев серебряной есть право только на один шаг, то по статусу платиновой можно из трюма сразу оказаться в люксе! Предусмотрены скидки на SPA-услуги, барный продукт или дополнительные экскурсии. Обладатели золотых и платиновых карт имею право на выбор столика в ресторане: директора круизов накануне связываются с ними, чтобы узнать о пожеланиях клиентов. В этом году мы первые на рынке речных круизов ввели систему cash back – всем туристам при покупке путевки на карту падает сумма, равная одному проценту стоимости тура, которую он может потратить в следующий раз. У некоторых одного процента может хватить даже на трехдневную поездку!

Калязин

— Чем отличаются рейс для иностранных туристов и для российских путешественников? Есть ли возможность купить путевку на такой круиз?

— У «Мостурфлота» есть комбинированные рейсы. Их преимуществом является спокойствие и тишина. Иностранным туристам не нравится, когда идет большой поток информации или чрезмерное количество объявлений через громкую связь. В большей степени, эти люди приезжают «за рекой» и природой, хотят слиться с водной стихией и релаксировать. Практически отсутствует развлекательные программы, мы только организуем для гостей музыкальные вечера. Среди российских туристов тоже есть любители тишины и умиротворения. Им нравится посидеть в спокойной обстановке на палубе с чашечкой кофе и смотреть на убегающие берега. В таком случае, мы предлагаем осенние круизы, на которых почти не бывает детей, или можно присоединиться к иностранному рейсу до Санкт-Петербурга.

— Как ведущие круизные компании взаимодействуют друг с другом?

— Мы стараемся дружить и договариваться по многим вопросам. Если требуется представить какой-либо пакет документов в государственные органы, мы очень быстро все согласовываем, потому что у всех одинаковые интересы. Если возникают на реке сложности в прохождении какого-то участка или снятие рейса, мы пересаживаем своих туристов на теплоходы других компаний.
В кризисной ситуации собственные интересы уходят на второй план, и для всех важно, чтобы не пострадали туристы. Я всегда ратую за то, чтобы все компании работали честно. Клиенту зачастую все равно с какой компанией он отправится в круиз. Но если ему понравится пребывание на теплоходе и обслуживание, он вернется и не один раз. И не обязательно, что это будет одна и та же компания. Но если туриста плохо встретили, он может разочароваться в этом отдыхе в принципе.

Речные круизы Мостурфлот
— Каковы самые распространенные мифы о круизах? Насколько они близки к правде?

— Самым распространенным мифом считается то, что «речные круизы — это совок». Те, кто помнит «советское прошлое», часто считают, что сервис остался с тех времен, а пассажиры питаются в столовках. В СМИ муссируется информация о старых судах, которые пора списывать, что отрицательное сказывается на имидже речных круизов. Но опытные туристы прекрасно знают, что это не соответствует истине. Построены современные теплоходы, такие как «Княжна Виктория» и «Александр Грин», нашими клиентами становятся требовательные к сервису люди, привыкшие отдыхать в пятизвездочных отелях.
Другим мифом является, что «круиз стоит очень дорого». Это тоже не правда, потому что мы предлагаем разные варианты размещения. Нахождение в стандартной каюте с трехразовым питанием и экскурсионной программой стоит 7 тысяч рублей в день. Пускай это не большие каюты, но каждая оборудована индивидуальным санитарным блоком, во многих есть холодильники и телевизоры. Если посчитать все расходы при аналогичном путешествии по суше, включая транспорт, проживание, питание, услуги гидов, то итоговая сумма выйдет даже выше.

Авторы: Анна&Павел