Новомосковская детская железная дорога

Если главным городом Тульской губернии считается Тула, то второе место занимает Новомосковск. Он знаменит своим химическим комбинатом, где сейчас выпускают самые известные марки стиральных порошков и детской железной дорогой, расположенной в городском парке.

Новомосковская детская железная дорога
Современная история города достаточно короткая. Основанный в 30-х годах прошлого столетия как промышленный центр, он до сих пор таким и остается. До 1990-х гг. здесь велась добыча бурого угля, но сейчас все шахты закрыты.
Новомосковск можно назвать городом сталинской архитектуры – центральные улицы украшают здания советской довоенной постройки. В туристическую программу входит посещение краеведческого музея и прогулка в центральном парке.
У входа в зеленую зону расположена каменная глыба, из-под которой бьет источник. Композиция олицетворяет исток великого Дона. На самом деле великая река начинается чуть дальше, после каскада прудов.

Исток Дона
Основной достопримечательностью парковой зоны считается детская железная дорога, которая очерчивает границы парка.
В какой-то момент тишину нарушает пронзительный гудок, сигнализирующий, что к перрону приближается поезд, который тянет за собой два милых вагончика.

Новомосковская детская железная дорога

«Наша детская железная дорога была построена по инициативе работников комбината «Москвауголь» и его директора Дмитрия Оники, который сделал много хорошего для города, — говорит Юлия Новикова, заместитель начальника ДЖД. — Он и тульскую ДЖД хотел сделать лучшей в стране, но из-за территориальных ограничений от некоторых идей пришлось отказаться. Узкоколейка была построена в 1953 году, и 21 декабря за отправлением первого поезда наблюдал весь город. Первым учебным помещением стало не отапливаемое деревянное здание, занятия шли только в теплое время года. Когда шло строительство, самым активным помощником был мальчик Миша, его все интересовало, и тогда приняли решение, что дети будут не только пассажирами, но и станут настоящими машинистами. В какой-то момент шефство над ДЖД перешло к министерству путей сообщения, и сейчас объект является подразделением ООО «РЖД».

Узкоколейка за более чем полувековую историю осталась практически прежней. Но во время масштабной реконструкции, которая продолжалась два года и была завершена в 2012 году, были построенные новые здания. Строительство осуществлялось под покровительством президента «РЖД» Владимира Якунина. Помимо депо, в котором сейчас «ночуют» два состава, был возведен современный учебный корпус – в восьми оборудованных классах ежегодно обучаются свыше тысяче школьников из Новомосковска и соседних поселков. На последнем этаже поставили миниатюрную дорогу с мостиками, туннелями, подъемами и спусками, мостами, и другими важными составляющими настоящей «железки». По путям бегают два поезда, перемещением которых управляет оператор. Макет железной дороги является одним из многих наглядных обучающих пособий, в том числе интерактивных, которыми наполнены аудитории.

Новомосковская детская железная дорога
Для москвичей самой известной ДЖД считается узкоколейка в подмосковном Кратове.

«В отличие от кратовской, — поясняет Юлия Новикова, — путь нашей ДЖД закольцован, а там поезда ходят челноком. У нас больше учеников, но сами обучающие процессы аналогичные. Мы ни с кем не соперничаем, а, наоборот, со всеми дружим. «Малую московскую железную дорогу» мы считаем нашей сестрой, и постоянно обмениваемся делегациями. Но наша ДЖД выглядит все-таки более шикарной».

В Подмосковье бегают те же поезда, что и в Тульской области, которые централизовано выпускаются Камбарским машиностроительным заводом. По всей стране насчитывается около двадцати пяти аналогичных объектов, но тульская ДЖД вместе с иркутской находятся в лидерах. Каждые два года школы проводят слеты юных железнодорожников, во время которых дети обмениваются опытом.
В штате тульской ДЖД числятся только 13 человек. Все классы оснащены самым современным оборудованием. В планах есть разнообразить обучение технологичными кванториумами, но пока нет средств на очередные обновления. Особой гордостью здесь называют станцию с самой совершенной на сегодняшний день системой — микропроцессорной централизацией стрелок и сигналов, где все управляется компьютерной мышью.
Начальник ДЖД Александр Трофимов рассказал, что в зимний период было набрано 1256 человек, и до летней практики допущено 1232 человека.

«Практика начинается 1 мая и заканчивается 1 сентября, за этот период успевают отработать 16 смен. 700 человек являются жителями Новомосковска, и порядка 600 детишек съезжаются к нам со всей области. Минимальный возраст – 11 лет, и первой дисциплиной становиться «Общий курс железных дорог», — говорит Александр Трофимов.

Новомосковская детская железная дорога

Практика рассчитан на 8 дней по три часа занятий, каждый ребенок успевает пройти курс по всем специальностям. Зимой дети занимаются исключительно теоретической подготовкой, и у каждого есть возможность выбрать себе профессию. Каждый год ребятам приходится сдавать тесты и участвовать в конкурсах, и для дальнейшего обучения оставляют только лучших учеников. После четырех лет пребывания в школе детей допускают до управления поездами. Ежегодно десятки детей, которые занимались в классах ДЖД, связывают свою дальнейшую жизнь с железной дорогой, и поступают в профильные училища или ВУЗы.

Новомосковская детская железная дорога
Лев Тюрин стал одним из четырех выпускников, кто в этом году поступил в Московский институт железнодорожного транспорта. С парнем мы встретились в середине августа – в это время большинство будущих первокурсников уже плескались в теплом море, набираясь сил перед новыми испытаниями, но Лев остался в городе для занятий с детворой: «Первые три года юные железнодорожники осваивают профессии проводника, дежурного по стрелочному посту, дежурного по переезду, ревизора, бригадира проводников. Я за время нахождения в школе прошел обучение по всем специальностям — на мой взгляд, самым сложным было учиться на машиниста, диспетчера и дежурного по станции, потому что здесь требуется больше ответственности».

Шесть лет назад Лев Тюрин пришел в кружок юных путейцев просто за компанию, но из своих друзей стал единственным, кто прошел все стадии обучения. Он уверен, что полученные знания станут хорошим подспорьем на лекциях в ВУЗе.
На ДЖД, помимо главного перрона, построены две станции – Парковая и Истоки Дона, поезда обязательно останавливаются на каждой из них. Также есть один переезд и несколько пешеходных настилов, оборудованных сигналами. На каждом опасном участке обязательно установлен пост, и дети флажками сигнализируют о приближении поезда. Скорость движения состава не превышает 30 километров, и на преодоления круга уходит порядка 10 минут. Сейчас по рельсам бегают поезда марки ТУ10, которые еще называют «мотовоз узкоколейный». Они считается современной техникой, и 2011 году пришли на замену ТУ2. А первыми машинами были настоящие паровозы, работающие на угле: если машинистами всегда были подростки, то уголек в топку все-таки подбрасывали взрослые. По неизвестной причине со сменой паровозов на тепловозы поменяли и схему движения, и сейчас состав движется против часовой стрелки. До 2011 года узкоколейка практически соприкасалась с полотном настоящей железной дороги, связывающей Новомосковск с Тулой.

Новомосковская детская железная дорога

Записаться в кружок может любой ребенок, старше 11 лет, но надо учесть, что детей надо будет возить на занятия и забирать, потому что не предусмотрены места для ночлега.