Российский винный туризм в современных реалиях

Белла Тарасова, генеральный директор туроператора «Ривьера-Сочи», одна из первых стала официально организовывать туры по российским винодельческим хозяйствам.
Белла Александровна рассказывает о новом направлении туризма, проблемах, перспективах и путях развития.


— Что такое «российский винный туризм»?

— Исполнился год, как я занимаюсь этим направлением, в течение которого стараюсь продвигать винный туризм. Я вижу, что спрос на новый для россиян вид путешествий существует. Понятно, что он невелик, сектор эногастрономических туров пока остается нишевым. По сути, он только начинает формироваться. Мы как можем его холим и елеем, стараемся как можно больше о нем рассказывать, используя все возможные средства, включаю различные межпрофессиональные встречи, конференции и социальные сети. Вы не поверите, но для многих из моего окружения я уже ассоциируюсь с винным туризмом, хотя 95% моей деятельности никак с этим не связано. Во многом это произошло из-за того, что я достаточно эмоциональный человек, привыкла вкладывать в дело душу, а люди это считывают.

Винный туризм в России: синергия развития винной и туристической индустрии

— Что больше всего интересует туристов в поездке?

— Нашими клиентами в большей степени становятся обычные люди, которых интересует даже не сама дегустация, хотя она и считается той самой «вишенкой на торте», а история винодельческого предприятия, как люди приходят в мир вина и связывают с ним свою жизнь. У некоторых еще остались те, советские, представления о крепленых и ликерных винах, другие, наоборот, более продвинутые с точки зрения винной культуры, и им уже интересно сравнивать стилистику вин разных хозяйств. Всегда задают вопросы о различиях крымского и кубанского виноделия. Обязательно какая-то часть группы отправляется в путешествие только ради красивых фотографий на фоне виноградников и бочек. Но могу точно сказать, что увиденное всегда превосходит ожидаемое, потому что сейчас виноделие и виноградарства развивается ускоренными темпами.

Винодельня Мысхако

— Как строится программа ваших туров?

— Треть времени мы уделяем посещению винодельческих хозяйств, а большая часть тура посвящена экскурсионной программе. При этом надо учитывать достаточно большие перегоны. В этом плане путешествия по крымскому полуострову выглядят предпочтительнее, потому что все объекты расположены более компактно. В Краснодарском крае, несмотря на то, что винодельни находятся относительно недалеко друг от друга, общая транспортная инфраструктура пока не готова удовлетворить потребности группового туриста – из-за постоянных пробок на перегон в менее 100 километров приходится закладывать порядка 2,5-3 часа. Все завязано на логистике, и чтобы не случилось никаких накладок, при разработке нового маршрута приходится неоднократно лично проехать по всему пути, и только после нескольких пробных туров мы можем его предлагать нашим туристам. Мне не нравится, когда путешествие превращается в беготню «галопом по Европам», мы стараемся идти по пути slow-туризма, чтобы дать нашим гостям возможность созерцать и наслаждаться окружающей обстановкой, фотографировать и фотографироваться. Мы никогда не планируем ранних выездов, а позволяем людям выспаться, в спокойной обстановке позавтракать, на винодельне всегда есть свободное время, чтобы гости могли полюбоваться закатом или позволить угоститься себе еще одним бокалом вина. При разработке тура обязательно закладываем время для релакса, но при этом жесткий тайминг никто не отменял.

Винодельня Мысхако

— Какая оптимальная продолжительность тура?

— На мой взгляд, продолжительность поездки должна быть не более пяти дней. Оптимально, так называемые, «винные уикенды», рассчитанные на 3 дня/2 ночи, которые, с одной стороны позволяют погрузиться в мир вина, с другой, туры получатся относительно бюджетными. Если мы заговорили о предпочтениях туристов, наши клиенты в большинстве своем выбирают сертифицированные четырехзвездочные городские отели. Можно останавливаться в семейных современных гостиницах, но только не в придорожных мотелях, «сервис» которых пока еще находится в стадии формирования. Добавляет неудобств не прекращаемый даже ночью бесконечный поток фур, и заснуть без берушей невозможно.

— Какие винодельческие хозяйства являются самыми востребованными у туристов?

— Рейтинг возглавляют исторические хозяйства. Например, повышенный интерес вызывает винодельческий завод «Инкерман», во многом из-за того, что экскурсию по подвалам и дегустацию проводят профессионалы – сами технологи. С другой стороны, современные винодельни, те же Alma Valley и «Имение «Сикора», в которых инфраструктура для приема туристов была заложена еще на стадии проектирования, также востребованы у наших клиентов. Винодельческое хозяйство «Абрау-Дюрсо» выпадает из этого списка во многом из-за массового туризма. Нам приходится искать уникальный продукт, которым, например, может стать пикник среди виноградников, потому что, когда делаешь винный тур для обычных людей, а не профессионалов отрасли, нужно давать какую-то изюминку.

Абрау-Дюрсо

— Вы сейчас говорили о больших предприятиях, которые у многих на слуху. Но в той же Италии туристам больше интересны не огромные заводы с десятками миллионов бутылок, а небольшие, бутиковые хозяйства, где гостям гарантирован душевный прием, а дегустацию проведут сами хозяева. Вы работаете с подобными винодельнями?

— Соглашусь, в той же «Долине Лефкадия» организация на высшем уровне, профессионально рассказывают о производстве и винах, но все делается как-то безлико и безлично. С другой стороны, известный бренд легче продать, что важно при составлении программы. Но мы также организовываем поездки в маленькие хозяйства «Винодельня Узунов» и «Винодельня Собер Баш». Мы находимся в туристических регионах, с большими традициями гостеприимства, поэтому все предприятии охотно идут на контакт. Сейчас наша компания сотрудничает с почти сорока различными организациями, половина из них – это рестораны локальной кухни и производства гастрономии, потому что туристы хотят не только дегустировать вина, но и знакомиться с эногастрономической составляющей региона в целом. У нас разработана целая гастрономическая программа, мы нашим гостям предлагаем специальные сет-меню и продуманные гастроужины, которые позволяют, с одной стороны, попробовать большинство специалитетов, с другой, не раздувать бюджет поездки.

Азовский ресторан «Крепостной вал»

— Какие перспективы у проекта «Боспорское царство»?

— Этот проект интересен профессионалам отросли и нашим клиентам. Сейчас прослеживается тренд на туры, связанные с российской историей. Многие хорошо знакомы с западноевропейскими достопримечательностями, и теперь хотят узнать больше и о своей стране. Но пока не будет нормальных дорог, никаких разговоров о четырех регионах не может быть, а проект «Боспорское царство» охватывает Ростовскую область, Краснодарский край, Крым и Севастополь. Потому что перегоны в 300 километров по проселочным дорогам без какой-либо придорожной инфраструктуры немыслимы.

Автор: Павел Попков