5 туристических брендов Рязани
Предлагаем вашему вниманию пять туристических брендов Рязани.
1. Рязань лапотная
Лапти – обувь, распространенная на Руси в старину в сельской местности, сплетенная из древесного лыка, берёсты или пеньки. Лапоть привязывался к ноге оборами (завязками).
Основателем этого промысла на Рязанщине считается царь Пётр I. Как-то путешествовал он по Оке и в одной из деревень в Шиловском лесу повстречал занятного мужика, который увлечённо плёл лапти. Царь попробовал собственноручно сделать себе пару такой диковинной обуви, но не поддалась ему новая наука – у него ничего путного не получилось. В результате Пётр I приказал выкупить все лапти, что были у мужика в наличии за очень хорошую цену. Заработок мастера был столь высок, что на вырученные деньги мужик основал Николо-Лапотный монастырь. Монахи этой обители долгое время искусно плели и продавали лапти. А недоделанный царём лапоть перекочевал в Эрмитаж в Санкт-Петербург.
Лапти плели из коры липы, березы, ивы, вяза, ракиты. Самой прочной считалась обувь из дуба. Применялись и другие исходные материалы, например, обрезки тканей, верёвки, корешки растений. Существовало большое разнообразие моделей лаптей на все случаи жизни. Праздничными считалась обувь из коры вяза, украшенная цветными узорами.
Лапти на Рязанщине перестали носить более полувека назад. Сейчас такую натуральную обувь практически не встретишь на ногах. Немногие мастера в наше время плетут лапти только в качестве сувениров для заезжих туристов.
2. Баба рязанская
Есть одноименный советский фильм 1927 года, ставший сенсацией на Западе. Он рассказывает о жизни русской деревни в начале 20 века, о тяжелой судьбе русских женщин.
Но возраст этого бренда значительно больше.
Сейчас в обиходе выражение «баба рязанская» означает, что кто-то слишком ярко, нарядно, вычурно оделся или накрасился. Можно сказать также, что это человек, привлекающий к себе излишнее внимание.
Выражение появилось в те времена, когда рязанские женщины приезжали торговать в Москву и чтобы поскорее распродать свой товар, громким криком зазывали к себе покупателей. С этой же целью рязаночки одевали красивые, яркие наряды и много украшений – бус.
3. Рязанские мадонны
«..И уже в дожди косые,
Под прощальный перестук,
Встали женщины России
Изваянием разлук.
На продымленных перронах
Да с грудными на руках
Наши матери и жёны
В русских вязаных платках.
И матери, и жёны…
Дороги без конца…
Рязанские мадонны –
Прекрасные сердца!..»
Отрывок из стихотворения А. Г. Поперечного (1934-2014), посвященного подвигам русских женщин во время Великой Отечественной Войны. Эти замечательные слова были положены на музыку, и их исполнила популярная певица Людмила Зыкина.
С давних времён рязанская женщина-мать – национальный символ России. Это и героическая Авдотья, которая отправилась разыскивать угнанных родственников в Орду и вернулась с ними на Родину. И матери великих Александра Невского и Петра I – они тоже с Рязанщины. Русские былинные богатыри – дети рязанских мадонн.
4. «А у нас в Рязани – грибы с глазами»
Эта поговорка по популярности сравнима с брендом «рязанские бабы». В результате в 2013 году в городе возвели памятник «Грибы с глазами». А на днях я узнала, что открылся ещё и небольшой музей, посвященный этому бренду.
Появилась поговорка в 14 веке, в те времена, когда ордынцы регулярно совершали набеги на русские земли. Они грабили и уничтожали деревни, города и местных жителей. Рязанское княжество часто подвергалось нападениям варваров.
Шишевские леса богаты грибами, но, несмотря на это, местным жителям категорически запрещалось их собирать или топтать: по ним пограничные стражи вычисляли появление чужака. Потревоженный, срезанный или сбитый гриб становился «зрячим» — сигнализировал об опасности. Нетронутые грибы, то есть «слепые», говорили о том, что в Рязани всё спокойно.
5. Рязань косопузая
«..Топор с рогаткой, сбоку ножик,
Привычный русский арсенал,
Ремень не выделанной кожи,
Двойным узлом на бок свисал.
Не смех, а доблесть в «косопузой»,
Дойдёт до нас из дебрей тех,
Топор тянул тяжёлым грузом,
За кушаком почти у всех.
В борьбе и стойкости Рязани,
Наглядный каждому пример,
Как трудно предки выживали,
За гранью пониманья дел».
Из одноимённого стихотворения поэта Юрия Галкина.
Откуда же появился этот бренд?
Наша страна богата лесом. В прежние времена большинство построек и предметов обихода делали из дерева, поэтому хороший плотник был востребован всегда. Мастерство заключалось в обработке древесины, превращении её в детали, конструкции и, как сейчас говорят, в элементы декора. Основной рубящий инструмент плотника – топор. Настоящий мастер своего ремесла относится к нему так же, как хороший воин — к своему оружию. Следит за своим топором, заботиться о нём и не расстаётся – всегда ходит с ним, заткнув его за пояс.
Плотницким ремеслом жили владимирцы и рязанцы. Топор за поясом сбоку перевешивал кушак. От этого казалось, что пузо у мужиков кривое. Отсюда и появилось выражение «косопузый рязанец».
Сейчас плотницкое ремесло потеряло свою актуальность, и мужики больше топоры так не носят. Поэтому Рязань уже не косопузая. А бренд продолжает жить — как память о былых временах.
Автор: Ольга Бабицкая