Чиновники оставляют центр Сергиева Посада для туристов

Часто Сергиев Посад называют городом одной достопримечательности, туристы приезжают, чтобы посетить Троице-Сергиеву лавру, и даже не догадываются о существовании новых музеев, стильных кафе и уникальных маршрутов.
Чем живет туристический Сергиев Посад, и какие задачи ставит, рассказывает Сергей Борисович Тостановский, Первый заместитель Главы Сергиево-Посадского городского округа.

Сергей Борисович Тостановский

— Что делает округ для повышения туристической привлекательности Сергиева Посада?

— Еще несколько лет назад к нам приезжали не более 700 тысяч туристов в год, а в 2019 году мы уже приняли почти 2 миллиона гостей. Конечно, основную часть составляют иностранцы, особенно, китайцы. Ничего удивительного здесь нет, гостей из Поднебесной мы встречаем повсеместно, они любят посещать объекты из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Лавра является точкой притяжения, но у нас есть и другие интересные места. Для повышения туристической привлекательности Сергиева Посада требуется развивать пешеходные зоны, которые притягивают не только людей, но и бизнес. Это можно реализовать, уменьшив проезжую часть. Москва начала это делать первой, кому-то нравится, кому-то нет, но на примере нашего города мы видим положительный эффект. Стали открываться музеи, кафе и рестораны, мы стараемся сосредоточить как можно больше локаций в одном месте. Проделанная работа является частью общей концепции – сделать весь центр города пешеходным. Это длительный и затратный проект, объединяющий 16 слобод. По программе 240 гектаров из 320 будут пешеходными. Пока конечные сроки реализации проекта назвать сложно, потому что из-за пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, все сдвигается. Но надо понимать, что по этой территории транспорт продолжит двигаться, но только в ночное время для подвоза продуктов и товаров в магазины и рестораны. Плюс, местные жители смогут перемещаться на личном автотранспорте. По проекту мы снесем здание администрации советской архитектуры, выведем из центра большинство производств, уберем обветшалые пятиэтажки, нарушающие историческую целостность нашего города. Для жителей уже сейчас начинаем застраивать малоэтажными домами новый микрорайон. Хотя я работник администрации, я понимаю, чтобы в центральной части нужно больше отелей, музеев, магазинов и ресторанов, конгресс-центр. Например, практически в центре города находится изолятор временного содержания, являющийся историческим зданием, где еще при Петре I был острог. Уже выделено место за чертой города и началось строительство нового ИВС, а старое помещение передадут лавре под музей.
В нашем приоритете развивать семейный туризм, считающийся самым благожелательным, если говорить о среднем чеке. Мы проанализировали средний чек китайских граждан, и он не превышает 50 рублей. В социальных сетях проводился опрос, и одна семья готова потратить на отдых в Подмосковье за уикенд 25-28 тысяч рублей. Семейные пары останавливаются в городе на 1-2 ночи, что намного интереснее потока иностранных туристов, которые приезжают в Сергиев Посад только на несколько часов.

Музей советского детства в Сергиевом Посаде

— Сколько бюджет округа получает от туризма?

— Что мы получаем в бюджет от туризма? Ничего, кроме разбитых дорог и мусора. Ноль рублей ноль копеек. В бюджет округа поступает лишь 13% от налога на доходы физических лиц: сотрудников ресторанов и отелей. При годовом бюджете в 8,1 млрд. рублей денежные потоки от туристов ничтожны, просто статистическая погрешность.

— Сколько выделяет округ на развитие туризма?

— На развитие в бюджете округа заложено чуть больше той погрешности, которую мы получаем от туризма. Прямых расходов на туризм на муниципальном уровне так таковых никогда не было, потому что считалось, что мы должны только создавать условия для его развития. А бизнес строит гостиницы, открывает кафе и рестораны, появляются новые музеи, привлекающие туристов. Но сейчас мы поняли, что такая схема работает не так, как хотелось. Требуется общая концепция, которой все придерживались бы. Нужно прорабатывать туристические маршруты, фасады гастрономических заведений и магазинов должны быть выполнены в едином стиле, а в отелях надо выдавать туристам одинаковые карты и другие информационные материалы. Нужно создать узнаваемый бренд Сергиева Посада, который потом можно будет тиражировать на туристической атрибутике. Сейчас, несмотря на то, что нам не выделяют средств, мы этим занимаемся. У нас целевой бюджет, и если деньги выделяются на благоустройство города, то на туризм я их потратить никак не могу. Поэтому приходится иногда обходить «букву закона», к которой мы привязаны. Нужны пешеходные зоны: мы отчитываемся за благоустройство территории, а, по сути, мы это делаем для туристов. Знаки безопасности движения пешеходов увязываем с информационными щитами, потому что туристы должны перемещаться по тротуарам, и стараться, чтобы их путь не пересекался с автотранспортными потоками. Надеемся, что нас областные власти услышат и поддержат.

Сергиев Посад

— Как взаимосвязаны администрация округа и бизнес?

— Местный турбизнес предлагает около 250 различных маршрутов, рассчитанных на разную целевую аудиторию. Власть не может командовать бизнесом, но, видя определенные тренды, готова подсказывать. У нас налажена обратная связь, и в этом суть нашего взаимодействия.

Сергиев Посад

— Сейчас много говорят о том, что пандемия способствовала развитию внутреннего туризма.

В пандемии нет ничего хорошего, но она действительно дала толчок к развитию внутреннего туризма, что мы ощутили на себе. Люди едут к нам, мы посещаем другие города. Я сам побывал в нескольких местах, спокойно ходил по музеям, в которые раньше было не пробиться, правда, приходилось заранее регистрироваться и носить защитную маску.

Автор: Павел Попков