Молодая душа старинных городов «Золотого кольца»

Казалось бы, что за полувековую историю «Золотого кольца» все досконально изучено, многие из нас уже по несколько раз успели посетить большинство городов, входящих в знаменитый маршрут, и никаких тайн и недосказанностей не осталось. Но профессионалы из Союза городов Золотого кольца считают, что пришло время рушить стереотипы, предлагая новый подход для путешествий: не просто смотреть достопримечательности, о которых рассказывают все путеводители, но и открывать новые места, пробовать необычные блюда, принимать участие в различных мероприятиях и квестах. Как это работает, рассказывает исполнительный директор штаб-квартиры Союза городов Золотого кольца Наталья Булах.

Наталья Булах

— Каковы цели и задачи Союза городов Золотого кольца?

— Организация со штаб-квартирой в Ярославле была создана в 2017 году, в полувековой юбилей маршрута «Золотое кольцо». Ее учредителями являются муниципальные образования восьми городов «Золотого кольца», позднее к ним добавился Углич, сейчас в Союз входят девять городов. Мы хорошо понимаем, что у муниципальных образований нет больших бюджетов, они часто не имеют финансовых средств на продвижение, в том числе для участия в туристических выставках. Объединившись, малые города получают больше возможностей. Нашей задачей становится раскрытие потенциала маршрута «Золотое кольцо». Мы показываем туроператорам новые объекты, в которые входят интересные места, музеи, отели, кафе, агрофермы, поэтому одним из средств являются промо-туры для представителей турбизнеса и федеральных СМИ. Другое направление – организация воркшопов с участием туроператоров, профильных журналистов и объектов туриндустрии городов «Золотого кольца». Во время вынужденной изоляции получилось собрать полную информацию обо всех музеях «Золотого кольца», которая сейчас со всеми контактами выложена на нашем сайте. Она полезна не только туроператорам, но и тем, кому нравится путешествовать самостоятельно.
Сейчас мы активно занимаемся экологическим туризмом в городах «Золотого кольца»; в итоге вся информация об экофермах, контактных зоопарках, интересных парках и исторических садах будет не только на нашем сайте, но мы будет об этом рассказывать и в социальных сетях. Во Владимире находится чудесный Патриарший парк, в Ростове за неприметной дверью «скрывается» митрополичий сад, в Переславле-Залесском работает замечательный дендропарк , в Ярославле художественный музей и губернаторский сад. Кстати, готовится большая публикация на тему экологического туризма на портале «Российских железных дорог», и мы расскажем о семи необычных объектах «Золотого кольца».

Как бы не были раскручены города «Золотого кольца», но информации недостаточно. После нашей поездки в Сергиев Посад я сделала несколько постов в социальных сетях, и туроператоры написали, что они не знали и о половине объектов. Подмосковный город у большинства ассоциируется с Лаврой, может быть, еще в музей игрушки кто-то зайдет. Тренд последнего времени – фокус на внутренний туризм: сейчас на этом направлении ощущается конкуренция среди туроператоров, каждый пытается найти что-то новое, стараясь предложить нестандартные маршруты. Мы считаем, что штаб-квартира Союза городов Золотого кольца является единым окном входа, где любую информацию могут запросить и получить туроператоры, журналисты или представители администрации различного уровня. В том числе, с нами сотрудничают эксперты в области туризма, которые готовы проанализировать информацию, и дать свою оценку. Например, сейчас все популярнее становятся автопутешествия, и мы специально со специалистами из «Общенациональной ассоциации автомототуризма» совершили экспертный выезд в Ростов, чтобы оценить работу нескольких локаций. Аналогичные рейды мы готовим и в области промышленного туризма, потому что владельцы предприятий заинтересованы принимать туристов, но не всегда знают, как лучше поступить. Мы и наши коллеги из турбизнеса могут пошагово рассказать, что и как необходимо делать.

Суздаль

— Ярославль, Владимир, Ростов Великий не нуждается в дополнительных рекомендациях. А в Иваново, кроме «невест» и текстиля, есть еще что-то?

— Действительно, города очень разные: есть города-музеи, такие как Суздаль или Ростов, или большие Ярославль и Владимир, где потрясающее количество памятников архитектуры. С Иваново сложнее, но мы с ним плотно работаем. Зимой было организовано два пресс-тура, для региональных и федеральных СМИ. После первой поездки мы сделали определенные выводы, увидели слабые места, были внесены изменения в программу, и после второго тура было много положительных откликов. Без текстиля Иваново сложно представить, от него никуда не уйти, но эту тему можно очень круто подавать. «Музей ивановского ситца» просто потрясающий. Мы смогли посетить ряд текстильных предприятий, но они пока не готовы принимать туристов на регулярной основе. Требуются финансовые вложения, и необходимо провести определенные работы, чтобы было удобно и безопасно наблюдать за производственным процессом. Все остались в восторге от визита на парашютный завод «Полет», подобных предприятий в стране единицы, а в Иваново есть еще и свой небольшой музей. Мы показали частный музей автомобильной техники с большой коллекцией и хорошо отреставрированными экземплярами. Иваново считается одним из центров советского авангарда, но здания в стиле конструктивизма разбросаны по всему городу, и сейчас они находятся в ужасающем состоянии. Очень важно правильно составить маршрут, нужно показать и рассказать так, чтобы всем было интересно. Первый раз мы перемещались на микроавтобусе, ничего не было видно. Во второй раз заказали «экскурсионный троллейбус» с чудесным гидом, который так интересно рассказывал, что у всех остались яркие впечатления. В Иваново до конца не раскрыта авиационная тема, ведь именно в этом городе начиналась история полка «Нормандия – Неман». Существует музей, открыт памятник героям событий, можно организовывать тематические экскурсии на аэродром. С другой стороны, все, о чем сказано выше, никак не связано с привычными «золотыми куполами» Кольца. Но может быть, это не плохо, если один город отличается от других?

— Как я понимаю, попасть на такие объекты можно лишь в составе организованной группы. Есть ли возможность посещения подобных мест самостоятельным туристам?

— Если мы говорим о промышленном туризме, то в основном это группы. Но сейчас появляется все больше возможностей и у тех, кто привык путешествовать индивидуально. Например, в Сергиевом Посаде на крупном заводе, где также развивают направление промышленного туризма, работает офис, где люди могут записаться на экскурсию. Я считаю, по этому пути могут пойти и другие предприятия, и по выходным делать подобные экскурсии для всех желающих.

— По вашему мнению, следует ли расширять «Золотое кольцо»?

— Я всегда говорю, что «Золотое кольцо» — это кольцевой маршрут на север-восток от Москвы. Сейчас начинается путаница в головах, потому что Минтранс вводит в эксплуатацию новую трассу вокруг столицы под кодовым названием «Золотое кольцо». Мы специально изучали сайты туроператоров, и нашли маршруты, которые называются «Золотое кольцо России», но куда включена, в том числе, Казань! Получается, что под красивый бренд можно делать все что захочется. Это началось с Министерства культуры, когда приняли решение ежегодно увеличивать на одну локацию количество городов «Золотого кольца», при этом, не оговорив, что в первую очередь он географический, и города должны находиться на маршруте. Мы не против увеличения, но мы за то, чтобы включались города, уже находящиеся на маршруте. И таких мест очень много. В Костромской области находятся прекрасные Нерехта и Галич, в Ярославской области — чудесный Рыбинск и замечательный Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), во Владимирской области мечтает войти в маршрут древний Александров, в Ивановской области есть кукольный Плёс. Кстати, у многих ассоциации «Золотого кольца» связаны с Плёсом, а не с Иваново, а Тутаев расположен в получасе езды от Ярославля. Я не уверена, что стоит расширять, но если дана установка на увеличение, то включать нужно те города, которые находятся на маршруте.

Тутаев

— По каким критериям стоит вести отбор?

— Критерии Министерством культуры разработаны, вы можете их найти на нашем сайте. Как раз, там и отсутствует указание на географию. В постановлении говорится, что это должен быть старый город, основанный не позднее XV века. Иваново здесь выпадает совершено, но мы не будем обсуждать, почему он приглянулся пятьдесят лет назад Юрию Бычкову, основоположнику «Золотого кольца». Сейчас многие города провели дополнительные исследования: тот же Рыбинск серьезно «постарел», чтобы соответствовать критериям. Мне очень нравится, что сейчас происходит в этом городе. Глава Рыбинска активно занимается приведением поселения в порядок, это первый в стране город после Москвы, где убрали электрические провода под землю. Еще несколько лет назад на центр города нельзя было смотреть без слез, а сейчас это сказка. Все дома очень быстро реставрируются, во многом сказывается умная инвестиционная политика, когда за условный рубль предприниматели получают коммерческие площади, но при этом обязуются выполнить ряд условий. В Рыбинске продолжается красивая история, которая пошла с низов. Известный местный фолк-музыкант Митя Кузнецов придумал украсить центральные улицы аутентичными вывесками из тех же материалов, которые использовались сто и более лет назад. В Рыбинске начали открываться новые музеи. Мне очень нравится «Музей фортепьяно», где на старинных инструментах разрешается поиграть.

Рыбинск

— Какие проблемы остались?

— Одной из серьезных проблем считаю качество экскурсионного обслуживания, потому что экскурсовод является человеком, который встречает в городе группы. Туристы длительное время находятся с гидом, и он закладывает в головы информацию об объектах. К сожалению, уровень подготовки у экскурсоводов очень разный, и приходилось слышать совершенно дикие истории. Например, в Переславле-Залесском в Спасо-Преображенском соборе говорили, что исторический архитектурный комплекс был уничтожен в ВОВ, а туристам показывают новодел. Вот до такой реальной тупости могут дойти не профессиональные экскурсоводы. К нам обращаются туроператоры и любители старины с просьбами подсказать лучших гидов. Сейчас у нас по каждому городу сформирован список экскурсоводов, квалификацию которых мы сначала проверяем на себе.
Другой проблемой является недостаточность или полное отсутствие парковочных мест. И с каждым годом она становится острее. На себе мы это почувствовали прошедшим летом, когда после карантина люди рванули путешествовать на собственных автомобилях. Но оказалось, что машины практически некуда ставить.
На мой взгляд, гостиниц и ресторанов достаточно, они разные и на любой вкус, и сейчас это далеко не первостепенная задача. Просто существуют пиковые даты и провальные сезоны, и с этим приходится мириться.

Автор: Павел Попков, Анна Попкова