Что посмотреть во Владимирской области за два дня

Владимирская область щедра на достопримечательности, сюда можно возвращаться и каждый раз посещать новые места, делать открытия, погружаться в историю.  Лучше всего совместить путешествие с одним из фестивалей,  и не забыть о городах, незаслуженно обделенных вниманием массового туриста.
Что можно посмотреть во Владимирской области за два дня?

Александров

Главной достопримечательностью Александровской слободы является Кремль, основанный более 500 лет назад отцом Ивана Грозного Василием III. Своего рассвета слобода достигла во время правления Ивана Грозного, когда она на долгих 17 лет приняла столичный статус, сюда переехал государев двор, и здесь проходили царские пиры и венчания.

Александровская слобода

Музей-заповедник «Александровская слобода» носит звание историко-архитектурного, и основным его достоянием считается хорошо сохранившееся архитектура комплекса. Помимо обязательного для посещения Троицкого собора, используемого правителями для торжественных богослужений, архитектурной доминантой Александровской слободы является Распятская церковь-колокольня. Сегодня ее высота составляет 56 метров, в XVII веке к ней были пристроены одноэтажные Марфины палаты, названые в честь сестры Петра I, сосланной государем за ее участие в стрелецком бунте. Успенская церковь считалась центром женской половины дворца, и являлась придомовым храмом великих княгинь и государынь. В отличие от Покровской церкви, которая использовалась в качестве придомового храма Ивана Грозного.
При входе в Покровскую церковь, позднее переосвященную в Троицкий собор, путешественникам открываются знаменитые Васильевские ворота, украшенные различными изображениями. В примыкающих к собору Дворцовых палатах сохранились великолепные погреба XVI века и государева палаты той же эпохи. С домовым храмом Ивана Грозного соседствовал Тронный зал, который был выстроен из дерева, из-за непрочности материала он не сохранился. В XVII веке на месте Тронного зала появилась трапезная, в которой сейчас располагается экспозиция «Государев двор в Александровской слободе». А также была построена звонница с крыльцом.

В трапезной можно увидеть скульптуру Ивана Грозного, считающуюся наиболее приближенной к реальному облику. В 60-е годы XX века была вскрыта гробница царя, и антропологом Герасимовым по остаткам черепа было выяснено, как выглядел государь. Экскурсоводы музея подробно рассказывают об экспозиции, которая включает некоторые атрибуты царской власти, а гости могут в подробностях разглядеть одежды воинов из прошлого, в том числе кольчугу и шлем, выполненный в восточном стиле. Отдельная часть экскурса посвящена монополизации и централизации власти Иваном Грозном. Рассказ об опричниках будет интересен как школьникам, так и их родителям, тем более в подвалах установлена инсталляция, изображающая пытки узника, обвиненного в заговоре. Понятно, что реальных казематов в царской резиденции находиться не могло, организаторы выставки все-таки решили отдать подвальное пространство для «наглядного пособия» о жестокости нравов прошлого.

Александровская слобода

На подсвечнике XVII столетия виден силуэт опричника с метлой и собачей головой, это является первым сохранившимся изображением воинов Ивана Грозного.
Особое место в экспозиции уделяются гигантским ходикам, где роль стрелок заменяет «луч солнца», при этом вращается сам циферблат, на котором отражается только дневное время.

Часы

Кладка из красного кирпича, обнаруженная при реставрации палат, не характерна для русского зодчества начала XVI века, и показывает, что Александровская слобода была последним великокняжеским объектом, где помимо русских, работали итальянские мастера. Также на участие итальянцев указывает художественное украшение портала. За иконостасом домового государева храма находится личное казнохранилище царя.
В палатах XVI века для посетителей проводятся веселые игры, связанные с венчанием Ивана Грозного, под названием «Выбор царской невесты». Историки в шутку называют исторические смотрины невест первым русским «конкурсом красоты»: чтобы государь «смог сделать правильный выбор», в резиденцию свозились более 2 тысяч самых красивых девушек со всех окрестных деревень. В наши дни для забавы из числа гостей выбирается на роль царя самая колоритная персона, а несколько девушек переодеваются в старинные одежды. Дамам уготовлена роль потенциальной государевой невесты, которую сам «правитель» и выберет. Чтобы все «невесты» смогла показать себя с наилучшей стороны, предлагается принять участие в нескольких конкурсах. Одни состязания позволяют блеснуть дамам интеллектом, другие демонстрируют, готова ли жена обеспечить уют сильной половины. Чтобы обряд стал для гостей запоминающимся, необходимо угадать с персонами царя и его невест – герои должны быть харизматичными, быстро вжиться в роль, обладать и чувством юмора. Важно, что экскурсионная программа построена не только на сценическом таланте гостей, но гид подробно расскажет, почему Иван Грозный решил в очередной раз жениться, и как проходил сам обряд.

Выбор царской невесты

Продолжением экскурсии станет осмотр зала, в интерьерах которого царская особа проводила первую брачную ночь со своей избранницей. Иконы в красном углу, пудовые свечи, снопы и мешки с зерном, считающиеся символом богатства, резная кровать под балдахином, сундук, выполненный итальянскими мастерами, походный ларец – многочисленные экспонаты, являющиеся гордостью коллекции музея, украшают небольшое помещение с белоснежными сводами.
В хоромах, где в старины проводились малые царские приемы, сейчас предлагают отведать несколько гастрономических изысков ушедшей эпохи. Но перед угощением гид расскажет, как проходил большой царский прием. Глядя на плоские чаши для винопития, можно убедиться, что совсем небольшие порции подавали лакеи гостям званных вечеров.

Продолжить историческую программу можно в усадьбе купеческой семьи Первушиных. Все предметы, находящиеся в доме купца, являются подлинными, и были переданы в музей жителями города. Сейчас посетителям предлагается не просто посмотреть со стороны на предметы быта XIX столетия, но и самим поучаствовать в различных состязаниях, или стать актером домашнего театра. «От крикета до банкета» называется новая программа: девушки в длинных платьях сначала расскажут правила игры, от «которой не вспотеешь», а потом предоставят инвентарь, чтобы турист сам выполнил несколько ударов. Рядом с полем для крикета организаторы шоу предлагают посетителям сыграть несколько партий в серсо, и продемонстрировать во время бросания обруча ловкость и меткость глазомера.

Усадьба Первушиных

Суздаль

Точной даты основания Суздаля неизвестна. Современные историки отмечают, что город начал развиваться в конце IX – начале X века, в XII веке Суздаль становится столицей Северо-Восточной Руси, а с XIV века он играет роль крупного религиозного центра. В настоящее время город располагается на десяти квадратных километрах, в нем проживают одиннадцать тысяч человек. В Суздале сохранилось пять монастырских архитектурных ансамблей, четырнадцать колоколен и тридцать четыре храма вне монастырей, и более двухсот памятников культуры. Если посчитать все храмы Суздаля, то приходится пять религиозных сооружения на квадратный километр, и из-за главной особенности города, заключающейся в большой плотности культовых построек, его часто называют «музеем под открытым небом».

Суздаль

После ВОВ в Суздале прошла комплексная реставрация исторических объектов, в постсоветское время пришел частный бизнес, и во многом благодаря инвестициям город преобразился. Если раньше выбор у туристов был не особо широким, остановиться на ночлег можно было только в ГТК «Суздаль», то сегодня открыты двери более ста гостиниц и гостевых домов, работает около шестидесяти ресторанов и кафе, и его посещают более миллиона туристов в год.
Древнейшей частью является Суздальский кремль, именно отсюда начинается город. Несмотря на постоянный рост населения, с конца IX века и до XII века поселение развивалось в пределах валов современного Суздальского кремля.
В X веке в Суздале появляется первая площадь — Соборная, получившая название в честь храма Рождества Богородицы. В XII веке разбили Торговую площадь, затем Красную. Сейчас Торговую площадь сократили, вымостили камнем «под старину», и здесь проводят городские праздники. Слева от площади находятся две парные церкви – Воскресения Христова и Иконы Богоматери Казанской. В Суздале часто встречаются стоящие парами культовые сооружения — храм побольше считается летним, но чтобы было проще отапливать в холодное время города, рядом строили церковь меньшего размера.

Самым старым городским собором считается храм Рождества Богородицы в кремле, и, несмотря на гонения на церковь в 30- годы прошлого столетия, в нем на восемьдесят процентов сохранились старинные интерьеры. В Суздале присутствуют три вида храмов: княжеские, к которому относится собор Рождества Богородицы, монастырские и посадские для жителей торгового города. Княжеские и монастырские соборы возводили в общерусском стиле, а посадские церкви строили в поместном.

Храм Рождества Богородицы

Храм Рождества Богородицы возвели из белого камня в 1222-25 годах, но в XV веке он обрушился, и собор пришлось перестраивать. На фасаде здания хорошо видны различия в материалах XIII и XVI веков. Голубой цвет куполов означает, что храм посвящен Царице Небесной Богородице.
Главным экспонатом храма считается известный в научном мире артефакт «Золотые двери Рождественского собора», выполненные в технике «огневого золочения». Предположительно дату изготовления исторического достояния страны относят к 1230 году. Считается, что в домонгольский период для собора сделали трое ворот, но сейчас сохранились только двое, причем западные сняли с петель, и они демонстрируются на различных выставках. На южных воротах исполнены сюжеты Ветхого завета, они до сих пор исполняют первоначальные функции.

Золотые двери

Иконостас XVII века выполнен местными мастерами во главе с Артемием Петровым из деревни Катунки (сейчас она административно относится к Нижегородской области). Иконы (золоченая медь) также относятся к XVII веку. Храм был неоднократно расписан, и в основном сохранившиеся фрески выполнены в XIX веке. Но также остались фрагменты росписи XVII века, и даже XIII века. Большое паникадило изготовили в XVII веке, малое в XVIII веке. Особый интерес вызывает «царь-фонарь» XVII века, сделанный стараниями суздальского митрополита Илариона, и который могли переносить только усилиями шести человек. Храм является некрополем — на его территории существуют около сорока захоронений. Собор внесен в список исторического наследия ЮНЕСКО и охраняется государством, но несколько раз в год здесь проходят богослужения.

Храм Рождества Богородицы

Напротив храма расположена колокольня XVII века, где сохранились одни из самых старых часов в России. Часы XVII века приходилось ежедневно заводить с помощью лебедки. Циферблат обозначен церковно-славянскими буквами, которые церковь до 1917 года использовала вместо цифр.
Торжественная приемная митрополита является обязательным объектом экскурсионной программы. Полы украшены дубовым паркетом XVIII века, защищенным от разрушения специальным лаком. Зал, площадью около 300 кв.м. называется «крестовой палатой», и здесь проходили не только приемы, но и богослужения. Главной особенностью помещения является бесстолпный свод, который всей тяжестью покоится на стенах здания. В предметах интерьера переплетаются русские и западноевропейские традиции. Русский стиль присутствует в виде лавок, ларцов, икон и подсвечников, западноевропейское направление прослеживается в стульях и голландских печах. Портрет первого суздальского митрополита Илариона находится в центре палат. В музее посетителям обязательно рассказывают историю, как святой изгонял беса в царской богадельни на Кулишках, и откуда пошло выражение «у черта на Куличках». Из-за потери значимости Суздаля как важного церковного и государственного центра, в начале XX века от приемной митрополита остались одни развалины. Реставрация, начатая сразу после окончания ВОВ, смогла сохранить историческое наследие, и сейчас в «крестовых палатах» проходят все самые важные встречи и совещания.

 Торжественная приемная митрополита

Особенностью Суздаля является то, что в городе сохранились не хаотично разбросанные памятники архитектуры, а все они выступают единым ансамблем, благодаря чему все воспринимается очень гармонично. Здесь, как и в старину, остались места для выпаса скота, луга для выращивания кормов для животных, земли для садов и огородов.
Главная улица города не раз меняла название. В XVIII веке это была Большая улица, и состояла из четырех частей – Большая Ярославская, Большая Владимирская, Большая Пинаеха и Большая Новая. Сейчас улица носит имя В.И.Ленина, вдоль нее сохранилось большое количество старых домов, и каждый третий является памятником гражданской архитектуры. Самой старой жилой постройкой считается дом купцов Бибановых (конец XVII века). В городском парке устраивают различные праздники, в том числе проходит фестиваль «Медовуха Fest», который «выплевывается на улицы города». В Суздале сохранились пять монастырских ансамблей, и самым большим считается основанный в 1352 году Спасо-Евфимиев мужской монастырь. Музейный комплекс особо охраняется государством и ЮНЕСКО. Гостям для обозрения доступны постройки XVI-XIX веков.

Подавляющее число туристов проводят в Суздале один день: экскурсионная программа рассчитана на три часа, плюс час свободного времени на посещение торговых рядов и личных фотографий на фоне исторических зданий.

Суздаль

Продолжением экскурсионной программы станет поездка в старинное село Кидекша, знаменитое самым древним храмом в Северо-Восточной Руси, и освященное в честь святых Бориса и Глеба. Село располагается на берегу речки Нерль, и находится в 3-х километрах от Суздаля. По одной из версий, на территории современной Кидекшы находилась резиденция князя Юрия Долгорукова, от которой сохранился белокаменный храм XII века. В одноглавом храме, который включен список исторического наследия ЮНЕСКО, от XII века сохранились омфалий, алтарь, фрески и белокаменный саркофаг.

Кидекша

Юрьев-Польский

Юрий Долгорукий основал достаточно много городов, в том числе и Юрьев-Польский. В первой части названия отражено имя великого князя. Вторая часть означает, что поселение расположилось на «полях». Город был заложен в 1152 году на месте впадения речки Гзы в реку Колокша. Все города, к которым приложил «свою руку» Юрий Долгорукий, окружали рвами. В Юрьев-Польском сохранился полуторакилометровый вал, относящийся ко времени возникновения поселения. Основным историческим местом, притягивающим внимание туристов к небольшому городку Владимирской области, является комплекс Михайло-Архангельского монастыря XVI-XVIII веков, и ее жемчужина — Георгиевский собор XIII века.

Юрьев-Польский

Изначально монастырь был основан в XIII веке при правлении князя Святослава Всеволодовича, но в 1238 году, во время в 1238 татаро-монгольского нашествия, все деревянные строения были уничтожены, и восстанавливать его начали заново только с XV века.
Сейчас в постройках монастыря располагается историко-архитектурный и художественный музей, но обитель находится в совместном пользовании с РПЦ. Сегодня некоторые сооружения окутаны строительными лесами, другие объекты также нуждаются в реставрации. Во многом из-за затянувшейся реконструкции Святых врат (1654 год) и Надвратной церкви (1670 год), основной вход в монастырь перекрыт. Раньше в помещении церкви находилась коллекции икон и старинного фарфора.
Главным храмом монастыря считается Михайло-Архангельский собор, его строительство началось в 1792 год. Сейчас это действующая церковь с достаточно новым иконостасом, а все ранее находившиеся там музейные экспонаты убраны в хранилище. Главной реликвией храма считается частицы мощей князя Святослава Всеволодовича, при правлении которого город становится центром небольшого удельного княжества.

Михайло-Архангельский собор

Сам музей возник на территории монастыря в 1920 году, и изначально он занимал первый ярус братского архимадричего корпуса. Со временем все помещения здания XVII века были переданы музею. На первом ярусе располагается экспозиция, посвященная земледелию Владимирской области, на втором ярусе можно узнать о развитии ткацко-отделочном производстве в Юрьев-Польском.
В здании Знаменской трапезной церкви (1625 год) располагается экспозиция, посвященная Петру Ивановичу Багратиону. Вызывает интерес каменная ограда, которую возвели в 1555 году. Примером деревянного зодчества XVIII века служит Георгиевская церковь Егорьевского храма, построенная только с помощью топора, и которую в середине XX века, не разбирая, доставили из Ивановской области. Сейчас из-за ее аварийного состояния доступ в церковь ограничен.

Музейная экспозиция

В трехъярусной шатровой колокольне XII века находится экспозиция «Монашеская келья» и представлены вещи последнего архимандрита монастыря Пимена. Со звонницы колокольни, высота которой составляет 32 метра, открываются виды на раскинувшийся на равнине город.

Подъем на колокольню

Георгиевский собор, входящий в единый ансамбль историко-архитектурного музея, строился с 1230 по 1234 года. В первозданном виде храм простоял всего 200 лет, потом произошло обрушение до самого основания. Считается, что причиной трагедии стали неправильный расчет конструкций здания. В 1471 году началось восстановления культового сооружения из тех же камней, что остались после разрушения, и по факту путешественникам открывается собор XV века. Главной реликвией является каменная композиция «Распятие» или «Святославов Крест». В летописях говорить о князе Святославе Всеволодовиче, который, возвращаясь на ладьях из похода, попал в бурю. И только молитвы помогли преодолеть стихию и избежать кораблекрушения. В честь своего спасения князь высек крест, которому сейчас почти 800 лет. Завораживают и восхищают многочисленные рисунки, выполненные на белом камне фасада.

Георгиевский собор

Фабрика «Авангард» находится в черте города, и первые ткани там начали производить в конце XIX века, и до сих пор во время экскурсии на предприятие можно увидеть в работе старинные ткацкие станки.

Фабрика «Авангард»

Путешествие по древним городам состоялось в рамках инфотура, организованного туроператором «Интурист» при содействии Комитета по туризму Владимирской области.

30/09/2018

Автор: Павел Попков