Презентация Винного Гида Артура Саркисяна: место встречи российских виноделов

Предполагаю, что если спросить у тех, кто в нашей стране профессионально занимается винами, с кем у них ассоциируется продвижение российского виноделия, подавляющее большинство назовет Артура Саркисяна. Когда другие обсуждали превосходства того или иного бургундского апелласьона, он отправился в поездку по российским винодельням. Презентация первого Гида состоялась в 2012 году, и тот ажиотажный интерес, который наблюдался на «Красном Октябре», можно больше отнести к экзотике самого продукта с маркировкой «Сделано в России», нежели к качеству представленных вин. За восемь лет многое изменилось, и не только мы все стали старше и опытнее, но и поменялось отношение к российскому вину. Ведется переоснащение виноделен, растет уровень подготовки персонала, у бомонда стало модным производить собственные вина, появляются достойные образцы винодельческой продукции, да и средний уровень вырос. «Потолстел» и сам Гид: все начиналось с 13 виноделен, а в 2019 году в Москве свои вина презентовали 54 хозяйства. Традиционно в столицу приезжают виноделы самых раскрученных и презентабельных хозяйств, что позволяет в комфортных условиях не только продегустировать лучшие российские вина и познакомиться с новинками, но и узнать мнение производителей.

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
Артур Саркисян отмечает, что у нас пока нет великих вин, лишь единичные экземпляры очень хороших, и в основном российские виноделы научились делать яркую и чистую продукцию в недорогом сегменте. «Мы находимся на начальном этапе: в нашей стране виноделием занимаются лет десять, в отличие от других стран, винодельческая история которых насчитывает века, — говорит основатель Гида. — Но что было десять лет назад, и что мы видим сейчас – это небо и земля».

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
«Я с невероятным уважением отношусь к деятельности Артура Саркисяна, — подчерчивает Константин Дзитоев, — Считаю, что его титанический труд по продвижение российского виноделия уже показывает выдающиеся результаты. Мы все должны помогать в популяризации российских вин — это наше общее дело, и если мы в своей стране не будем этого делать, то кто за нас это сделает?»

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
«Единичные экземпляры» как раз и производит «Винодельня Константина Дзитоева», их игристые вина в винном пространстве обсуждают не первый год. Они дают именно повод для разговоров, потому что выпуск ограничен всего 3-4 тысячами бутылок, и из этого мизерного для страны объема мало кому удается что-то попробовать.
«С игристыми мы работаем отдельно, — говорит североосетинский винодел. — Несмотря на тяжелый труд, в котором очень много нюансов и тонкостей, мы будем продолжать свою работу. Возможно, вырастем до 6000 бутылок, но в любом случае, я останусь ремесленником.
Проект был задуман как хобби, но постепенно виноделие увлекло всех членов семьи, и мы ради него оставили предыдущую работу. За десять лет мы вышли на общий объем производства в 30-35 тысяч бутылок, и дальше расти не собираемся, несмотря на то, что наша продукция востребована. Я считаю, что одни руки винодела могут обслужить только определенное количество вина».

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
Игристые вина сейчас находятся в тренде, и на рынке все больше новинок. Производители хотят занять свою нишу, для этого каждый находит собственное решение. Кто-то использует длительную выдержку на осадке, другие делают игристые из автохтонов или чистые акратофорные вина по демократичным ценам.

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
«Мы выпустили линейку игристых вин, сделанных по классическому методу, – рассказывает Максим Тройчук, генеральный директор ООО «Винодельня Ведерниковъ». – Для них мы использовали донские автохтонные сорта – Сибирьковый и Цимлянский черный. По моему мнению, они характеризуются высоким качеством, и их давно ждал рынок. Мы старались сделать вина в стилистике, которая понятна широкому кругу, а не только винным экспертам. Но, в любом случае, игристые из автохтонов сложно понять без определенной подготовки».

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
Вина от «Винодельни Ведерниковъ» всегда имели славу нишевого продукта, поэтому и новая позиция будет больше востребована у ограниченного круга продвинутых любителей вина.
На Продэкспо 2019 винодельня «Мысхако» представляла вина линейки «Mode», но менее, чем через год вышли на рынок новые игристые с этикеткой «Flute».

«У меня получилось договориться с ритейлером «X5» о формировании правильной цены на новую позицию, – делится генеральный директор Сергей Дубовик. – Это игристые вина, произведенные методом шарма. Белое мы делаем из Шардоне, розовое из Пино нуара. Вина получились легкими и свежими. Это качественные игристые вина с очень вкусной ценой, я их еще называю классическими винами «для людей», которые будут конкурировать с Prosecco. Контракт подписан на 400 000 бутылок».

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
Продолжается увлечение виноделов автохтонными сортами на фоне повышенного спроса на подобные вина.
«На мой взгляд, из новинок последних лет наиболее интересной стала «Солдайя» — белое сухое вино из аборигенных сортов, тираж которой сейчас составляет около 30 000 бутылок, — рассказывает Валентина Третьяк, главный винодел АО «Солнечная долина». — Вина востребованы, скажу больше, их не хватает. Сейчас работаем над красным сухим вином из наших автохтонов».

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
«Очень интересные вина получаются из Цимлянского черного и Сибирькового, – соглашается с крымчанами Константин Дзигоев. — Мы увеличиваем крен в сторону местных сортов: с одной стороны, нам нравится с ними работать, с другой, из-за их популярности».
Максим Тройчук же считает, что в первую очередь потребители ориентированы на качественные вина, автохтонные или международные сорта являются вторичным условием: «С 2005 года, с первого нашего урожая, в течение более десяти лет у нас была миссия продемонстрировать автохтонные сорта, показать, что из них можно получать хорошие вина. Нам самим было интересно нащупать потолок их качества. Сейчас более-менее людям стало понятно, что такое Красностоп, Цимлянский черный и Сибирьковый. Теперь наш приоритет может немного сместиться, задачей становится производство качественного вина. Потребитель вправе ожидать от «Винодельни Ведерниковъ» высокого уровня ассамбляжных вин, тем более у нас есть более чем успешный опыт в виде «Фантома».

Не утихают дискуссии о запрете на использование иностранных виноматериалов, и очередным импульсом послужило внесение в Госдуму в новой реакции «Закона о виноделии и виноградарстве». Российские коммерсанты построили успешный бизнес на балковых винах, но сейчас, когда на самом высоком уровне всерьез задумались о будущем российского виноделия, возникают риски для их предпринимательской деятельности.
«Хочется верить, что с принятием «Закона о виноделии и виноградарстве» всем станет лучше, -делится Максим Тройчук. — Мы изучали проект закона, и нам кажется, что в том в виде, в котором он поступил на рассмотрение в Госдуму, создаст нам больше проблем, чем поддержки. По моему мнению, в ближайшие годы запрет на ввоз балка просто невозможен. При всем желании, при самом интенсивном расширении площадей виноградников, в течение десяти лет мы не сможем покрыть потребности российского рынка».
«Пока «Закон о виноделии и виноградарстве» не принят, мы не можем его комментировать, а только вносить какие-то предложения для наших парламентариев, — рассказывает Владимир Пукиш, начальник PR-отдела ОАО АПФ «Фанагория». — У «Фанагории» 3500 гектаров собственных виноградников, и все наши топовые линейки производятся исключительно из местного винограда, что подтверждается присвоением им статуса ВЗГУ и ВЗМП «Сенной». Мы совершенно спокойно делаем около 30 млн. бутылок вина из собственного урожая. Но в России есть винзаводы, расположенные на территориях, где не произрастает виноград. И если введут запрет на использования балка, возникает резонный вопрос: как таким предприятиям продолжать свою деятельность?».

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
У Константина Дзитоева свои пожелания к парламентариям: «Мы с партнером посадили собственные лозы. В этом году собрали первый урожай, причем хороший. Но мы прекрасно понимаем, что это молодой виноградник. Поэтому мы стараемся закупать качественный виноград с десятилетних и старше лоз: вина получаются намного интереснее, потенциально готовые на длительную выдержку. Нам хотелось бы и дальше использовать такую возможность. Одним из наших предложений в проект «Закона о виноделии и виноградарстве» является допуск официальной продажа и покупки винограда по установленному государством способу. Тогда будут довольны те, кто готов продавать, но не готов лично делать вино, и те, кто готов купить хороший качественный виноград. В итоге все остаются в выигрыше».
Ключевым моментом остается вопрос о ценообразовании. «У нас честные цены на вина, — уверен Максим Тройчук, — потому что на Дону совершено другой уровень затрат, чем в Краснодарском крае или в Крыму. Все зависит от трудозатрат. Мы сейчас внедряем новую формировку лоз, которая по количеству операций в незначительной степени превосходит стандартные не укрывные виноградники. То есть, кроме непосредственного закапывания и откапывания, практически других операций не требуется. К сожалению, большая часть наших виноградников посажена по старой формировке, и там длинный список необходимых операций».
Схожие позиции по данному вопросу у Сергея Дубовика и Валентины Третьяк.
«Российский винный рынок находится на подъеме и развивается. Потребитель к вину «повернулся лицом», что еще раз доказывает, что виноделы производят качественные вина, часто не хуже импортных вин. Но важно сохранять разумное соотношение «цена-качество», вина должны быть доступны потребителю», — говорит Валентина Третьяк.
Сергей Дубовик всегда формирует цену не от себестоимости, а от возможностей потребителя, чтобы максимально снизить конечную цену, он старается строить прямую работу с сетями, исключая дистрибьюторский канал. Но при этом прекрасно понимает, что потребителя невозможно привлечь лишь ценой, требуется и соответствующее качество продукции.

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна
Артур Саркисян отмечает, что в первую очередь наши производители должны завоевать собственного потребителя качественными и чистыми винами, которые по соотношению «цена-качество» смогут конкурировать с импортной продукцией. Автор Гида будет рад, если через десять лет мы получим вина, которые будут предлагать в самых шикарных ресторанах мира:
«Я желаю каждому виноделу идти вперед, и не останавливаться. Россиян нужно пересадить с водки на вино. Но чтобы завоевать доверия потребителя, нужно много работать. Мнение потребителя о российских винах меняется, сейчас он видит в них не только патриотический продукт, но и ценит их за качество».

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна

Презентация Винного Гида  Артура Саркисяна

Автор: Павел Попков