Презентация Винного Гида Артура Саркисяна: место встречи российских виноделов
Предполагаю, что если спросить у тех, кто в нашей стране профессионально занимается винами, с кем у них ассоциируется продвижение российского виноделия, подавляющее большинство назовет Артура Саркисяна. Когда другие обсуждали превосходства того или иного бургундского апелласьона, он отправился в поездку по российским винодельням. Презентация первого Гида состоялась в 2012 году, и тот ажиотажный интерес, который наблюдался на «Красном Октябре», можно больше отнести к экзотике самого продукта с маркировкой «Сделано в России», нежели к качеству представленных вин. За восемь лет многое изменилось, и не только мы все стали старше и опытнее, но и поменялось отношение к российскому вину. Ведется переоснащение виноделен, растет уровень подготовки персонала, у бомонда стало модным производить собственные вина, появляются достойные образцы винодельческой продукции, да и средний уровень вырос. «Потолстел» и сам Гид: все начиналось с 13 виноделен, а в 2019 году в Москве свои вина презентовали 54 хозяйства. Традиционно в столицу приезжают виноделы самых раскрученных и презентабельных хозяйств, что позволяет в комфортных условиях не только продегустировать лучшие российские вина и познакомиться с новинками, но и узнать мнение производителей.
Артур Саркисян отмечает, что у нас пока нет великих вин, лишь единичные экземпляры очень хороших, и в основном российские виноделы научились делать яркую и чистую продукцию в недорогом сегменте. «Мы находимся на начальном этапе: в нашей стране виноделием занимаются лет десять, в отличие от других стран, винодельческая история которых насчитывает века, — говорит основатель Гида. — Но что было десять лет назад, и что мы видим сейчас – это небо и земля».
«Я с невероятным уважением отношусь к деятельности Артура Саркисяна, — подчерчивает Константин Дзитоев, — Считаю, что его титанический труд по продвижение российского виноделия уже показывает выдающиеся результаты. Мы все должны помогать в популяризации российских вин — это наше общее дело, и если мы в своей стране не будем этого делать, то кто за нас это сделает?»
«Единичные экземпляры» как раз и производит «Винодельня Константина Дзитоева», их игристые вина в винном пространстве обсуждают не первый год. Они дают именно повод для разговоров, потому что выпуск ограничен всего 3-4 тысячами бутылок, и из этого мизерного для страны объема мало кому удается что-то попробовать.
«С игристыми мы работаем отдельно, — говорит североосетинский винодел. — Несмотря на тяжелый труд, в котором очень много нюансов и тонкостей, мы будем продолжать свою работу. Возможно, вырастем до 6000 бутылок, но в любом случае, я останусь ремесленником.
Проект был задуман как хобби, но постепенно виноделие увлекло всех членов семьи, и мы ради него оставили предыдущую работу. За десять лет мы вышли на общий объем производства в 30-35 тысяч бутылок, и дальше расти не собираемся, несмотря на то, что наша продукция востребована. Я считаю, что одни руки винодела могут обслужить только определенное количество вина».
Игристые вина сейчас находятся в тренде, и на рынке все больше новинок. Производители хотят занять свою нишу, для этого каждый находит собственное решение. Кто-то использует длительную выдержку на осадке, другие делают игристые из автохтонов или чистые акратофорные вина по демократичным ценам.
«Мы выпустили линейку игристых вин, сделанных по классическому методу, – рассказывает Максим Тройчук, генеральный директор ООО «Винодельня Ведерниковъ». – Для них мы использовали донские автохтонные сорта – Сибирьковый и Цимлянский черный. По моему мнению, они характеризуются высоким качеством, и их давно ждал рынок. Мы старались сделать вина в стилистике, которая понятна широкому кругу, а не только винным экспертам. Но, в любом случае, игристые из автохтонов сложно понять без определенной подготовки».
Вина от «Винодельни Ведерниковъ» всегда имели славу нишевого продукта, поэтому и новая позиция будет больше востребована у ограниченного круга продвинутых любителей вина.
На Продэкспо 2019 винодельня «Мысхако» представляла вина линейки «Mode», но менее, чем через год вышли на рынок новые игристые с этикеткой «Flute».
«У меня получилось договориться с ритейлером «X5» о формировании правильной цены на новую позицию, – делится генеральный директор Сергей Дубовик. – Это игристые вина, произведенные методом шарма. Белое мы делаем из Шардоне, розовое из Пино нуара. Вина получились легкими и свежими. Это качественные игристые вина с очень вкусной ценой, я их еще называю классическими винами «для людей», которые будут конкурировать с Prosecco. Контракт подписан на 400 000 бутылок».
Продолжается увлечение виноделов автохтонными сортами на фоне повышенного спроса на подобные вина.
«На мой взгляд, из новинок последних лет наиболее интересной стала «Солдайя» — белое сухое вино из аборигенных сортов, тираж которой сейчас составляет около 30 000 бутылок, — рассказывает Валентина Третьяк, главный винодел АО «Солнечная долина». — Вина востребованы, скажу больше, их не хватает. Сейчас работаем над красным сухим вином из наших автохтонов».
«Очень интересные вина получаются из Цимлянского черного и Сибирькового, – соглашается с крымчанами Константин Дзигоев. — Мы увеличиваем крен в сторону местных сортов: с одной стороны, нам нравится с ними работать, с другой, из-за их популярности».
Максим Тройчук же считает, что в первую очередь потребители ориентированы на качественные вина, автохтонные или международные сорта являются вторичным условием: «С 2005 года, с первого нашего урожая, в течение более десяти лет у нас была миссия продемонстрировать автохтонные сорта, показать, что из них можно получать хорошие вина. Нам самим было интересно нащупать потолок их качества. Сейчас более-менее людям стало понятно, что такое Красностоп, Цимлянский черный и Сибирьковый. Теперь наш приоритет может немного сместиться, задачей становится производство качественного вина. Потребитель вправе ожидать от «Винодельни Ведерниковъ» высокого уровня ассамбляжных вин, тем более у нас есть более чем успешный опыт в виде «Фантома».
Не утихают дискуссии о запрете на использование иностранных виноматериалов, и очередным импульсом послужило внесение в Госдуму в новой реакции «Закона о виноделии и виноградарстве». Российские коммерсанты построили успешный бизнес на балковых винах, но сейчас, когда на самом высоком уровне всерьез задумались о будущем российского виноделия, возникают риски для их предпринимательской деятельности.
«Хочется верить, что с принятием «Закона о виноделии и виноградарстве» всем станет лучше, -делится Максим Тройчук. — Мы изучали проект закона, и нам кажется, что в том в виде, в котором он поступил на рассмотрение в Госдуму, создаст нам больше проблем, чем поддержки. По моему мнению, в ближайшие годы запрет на ввоз балка просто невозможен. При всем желании, при самом интенсивном расширении площадей виноградников, в течение десяти лет мы не сможем покрыть потребности российского рынка».
«Пока «Закон о виноделии и виноградарстве» не принят, мы не можем его комментировать, а только вносить какие-то предложения для наших парламентариев, — рассказывает Владимир Пукиш, начальник PR-отдела ОАО АПФ «Фанагория». — У «Фанагории» 3500 гектаров собственных виноградников, и все наши топовые линейки производятся исключительно из местного винограда, что подтверждается присвоением им статуса ВЗГУ и ВЗМП «Сенной». Мы совершенно спокойно делаем около 30 млн. бутылок вина из собственного урожая. Но в России есть винзаводы, расположенные на территориях, где не произрастает виноград. И если введут запрет на использования балка, возникает резонный вопрос: как таким предприятиям продолжать свою деятельность?».
У Константина Дзитоева свои пожелания к парламентариям: «Мы с партнером посадили собственные лозы. В этом году собрали первый урожай, причем хороший. Но мы прекрасно понимаем, что это молодой виноградник. Поэтому мы стараемся закупать качественный виноград с десятилетних и старше лоз: вина получаются намного интереснее, потенциально готовые на длительную выдержку. Нам хотелось бы и дальше использовать такую возможность. Одним из наших предложений в проект «Закона о виноделии и виноградарстве» является допуск официальной продажа и покупки винограда по установленному государством способу. Тогда будут довольны те, кто готов продавать, но не готов лично делать вино, и те, кто готов купить хороший качественный виноград. В итоге все остаются в выигрыше».
Ключевым моментом остается вопрос о ценообразовании. «У нас честные цены на вина, — уверен Максим Тройчук, — потому что на Дону совершено другой уровень затрат, чем в Краснодарском крае или в Крыму. Все зависит от трудозатрат. Мы сейчас внедряем новую формировку лоз, которая по количеству операций в незначительной степени превосходит стандартные не укрывные виноградники. То есть, кроме непосредственного закапывания и откапывания, практически других операций не требуется. К сожалению, большая часть наших виноградников посажена по старой формировке, и там длинный список необходимых операций».
Схожие позиции по данному вопросу у Сергея Дубовика и Валентины Третьяк.
«Российский винный рынок находится на подъеме и развивается. Потребитель к вину «повернулся лицом», что еще раз доказывает, что виноделы производят качественные вина, часто не хуже импортных вин. Но важно сохранять разумное соотношение «цена-качество», вина должны быть доступны потребителю», — говорит Валентина Третьяк.
Сергей Дубовик всегда формирует цену не от себестоимости, а от возможностей потребителя, чтобы максимально снизить конечную цену, он старается строить прямую работу с сетями, исключая дистрибьюторский канал. Но при этом прекрасно понимает, что потребителя невозможно привлечь лишь ценой, требуется и соответствующее качество продукции.
Артур Саркисян отмечает, что в первую очередь наши производители должны завоевать собственного потребителя качественными и чистыми винами, которые по соотношению «цена-качество» смогут конкурировать с импортной продукцией. Автор Гида будет рад, если через десять лет мы получим вина, которые будут предлагать в самых шикарных ресторанах мира:
«Я желаю каждому виноделу идти вперед, и не останавливаться. Россиян нужно пересадить с водки на вино. Но чтобы завоевать доверия потребителя, нужно много работать. Мнение потребителя о российских винах меняется, сейчас он видит в них не только патриотический продукт, но и ценит их за качество».
Автор: Павел Попков