«Флорийская мозаика» Александра Юркова
Есть в Нижнем Новгороде галерея, в которой хранятся необычные и уникальные работы – живописные полотна выполнены в золотисто-багряных оттенках, кажется, что они написаны тонкими мазками масляной краски, но, приблизив взгляд, понимаешь – картины сложены из мельчайших кусочков листвы.
Театральный художник Александр Юрков завещал городу, который усыновил его, 130 живописных полотен, погружающих в атмосферу российской глубинки, деревенской жизни и ушедшего детства.
Листва вместо красок
Александр Юрков родился в 1935 году в Томской области, уже во время обучения в красноярской художественной школе он работал художником-постановщиком в местном драматическом театре. В 1976 года Юркова пригласили на должность главного художника Нижегородского академического театра драмы им. А.М. Горького. Оформленные им спектакли отличались яркой самобытной пластикой сценического решения.
В 1970-е гг. он начал экспериментировать с осенней листвой, но это были эпизодические работы, которые практически не сохранили цветовую гамму. Только после выхода на пенсию Александр Николаевич смог полностью посвятить себя новому увлечению. К этому моменту был накоплен определенный опыт работы с необычным материалом, он узнал свойства листвы, что позволило выполнять цветоустойчивые картины.
Художник отличался трудолюбием, мог одновременно создавать несколько мозаик.
На какие-то полотна требовалась неделя, на другие уходили месяцы. Юрков тщательно подходил к подбору листьев нужных оттенков. Гуляя в парках, лесах или скверах, он выискивал материал, как грибник охотится за ценным экземпляром.
Очень быстро художник заметил, что перезимовавшие листья, которые сохранили свою пигментацию до весны, идеально подходят для картин и не потеряют в дальнейшем цвет. Красный клен, оранжевый дуб, охристая липа раскрашивают пейзажи многочисленными оттенками. Для изображения неба Александр Николаевич брал белые листья кукурузы, светлые тона складывал из мать-и-мачехи и тополя серебристого.
Как все начиналось
Однажды Александр Николаевич решил устроить выставку театральных художников, посвященную именно тем работам, которые они делали вне основной трудовой деятельности, «для себя». В рамках вернисажа были показаны несколько «флорестических» картин Александра Юркова, которые стали открытием, и привлекли внимание к его творчеству. Последовали интервью в прессе и телевизионные передачи, что послужило стимулом для более серьезного занятия «листовой живописью».
Александр Юрков обладал уникальными качествами, которые помогали ему при создании мозаик – способность заниматься кропотливой работой, великолепная мелкая моторика и художественное зрение, позволяющее различать оттенки.
В 1998 году при помощи соседей была оборудована мастерская в подвале «сталинского» дома на Большой Покровской 9, где жил художник. Для этого пришлось преодолеть бюрократические препоны, и выйти на субботник, чтобы вычистить полувековую пыль. Позже поклонники его творчества преподнесли памятную доску с надписью «Юрковка», которая сейчас встречает гостей в выставочном зале.
В 2014 году Александр Николаевич Юрков ушел из жизни. Его картины всегда высоко ценились, кроме нижегородского выставочного зала, они находятся в частных собраниях коллекционеров многих стран мира.
Нижегородский государственный выставочный комплекс
В Нижегородском выставочном зале находится постоянная экспозиция из ста тридцати работ Александра Юркова. За несколько лет до смерти художник осознал, что необходимо что-то подарить городу, где он провел полжизни.
Очень трогательными выглядят пейзажи закоулков Нижнего на четырех работах, которые выставлены в самом начале экспозиции. Высоко оценивается полотно под названием «Горячий ветер», которое считают одной из лучших картин мастера, здесь чувствуется объем и глубина. Художник любил писать сельские пейзажи, особенно, исчезающие деревни, которые мы теряем в последние десятилетия.
Юрков обладал тонким чувством юмора, давая картинам метки и порой двусмысленные названия. Многие отмечают картину «Секьюрити», но стоит внимательнее приглядеться к работе «Ни фига себе колобок», где прекрасно переданы повадки животного, или «Халява», где хряк добрался до дармовых яблок.
Адрес: Нижегородский государственный выставочный комплекс, площадь Минина и Пожарского, 2
Авторы: Анна&Павел